Причины ошибок

Ремесленные ошибки могут быть вызваны разными причинами. Особенно много их бывает на начальной стадии письма, когда как такового опыта нет, и все многое делается впервые. К ошибкам можно отнести как незнание, так и желание экспериментировать, а также личностные особенности художника. Акцентируем внимание на наиболее часто встречающихся ошибках.
Провисание холста

Причины:
слишком много проклеивающего материала, слишком толстый слой грунтовки, различные по составу слои живописных материалов, колебания температур, высокая влажность.

Устранение ошибок:
осторожно, небольшими порциями проклеивать и грунтовать холст. С обратной стороны холст сбрызнуть водой из распылителя, вбить клинья в подрамник и холст снова натянется. Картину лучше подвесить или хранить в неподвижном положении, в помещении с более менее постоянной температурой, не допускать прямого попадания прямых солнечных лучей.
Отслоение краски

Причины:
слишком жирная грунтовка. Нанесенная краска недостаточно связана, возможно она слишком густая.

Устранение ошибки:
отслоившиеся участки картины можно аккуратно переработать красками на смолистых маслах, которые обладают хорошей клеевой способностью. Перед этим углубления нужно выровнять мастехином масляной краской нейтрального тона.
Осыпание краски

Причины:
грунт слишком сухой, плохая впитываемость. Недостаток связывающих веществ, включение пимгентов.

Устранение ошибки:
так же, как и при отслоении краски.
Краска не схватывается

Причины:
перенасыщенные пигментом нижние слои красок, из-за чего разбавитель не в состоянии больше удержать красочный слой.

Как избежать ошибки:
не подмалевывать «жирным».
Краска растворяется

Причина:
нижние слои краски растворились от разбавителя нового слоя; из-за того, что разбавитель более "тощий", чем на нижних слоях краски, он действует как растворитель.

Как избежать ошибки:
писать «жирным по тощему».
Растрескивание

Причины:

грунт был нанесен толстым слое;

краски положены слишком пастозно;

нижний слой краски недостаточно высох;

перенасыщение сиккативом в связывающих веществах, как результат - неравномерное высыхание относительно основы картины;

картина преждевременно покрыта лаком;

слишком толстый слой лака;

неправильное очищение картины;

Как избежать ошибки и устранить вред:
тщательно продумывать построение картины. При необходимости картину можно переработать, трещины заполняются. Готовые картины, как правило, спасти невозможно. Если картина покрыта лаком преждевременно, то легко образуются трещины из-за разных темпов высыхания. Масляные картины никогда нельзя чистить водой или мыльным раствором. Вода проникает в поры, красочные слои повреждаются до грунта и при определенных условиях отслаиваются. Картину можно аккуратно почистить слабым растворяющим средством (лаковым керосином и смесью с терпентином).
Потемнение, прожухание

Причины:
определяется количеством разбавителя (прежде всего льняного масла). Каждая картина с возрастом получает т.н. «галерейный тон». Некоторые краски, такие как коричневые земли, металлы, прежде всего свинцовые краски, со временем очень сильно темнеют.

Как избежать ошибки:
применяйте «облагороженные» масла, т.к. краски на смолистых маслах почти не темнеют и не желтеют; не наносите светлые краски на темные подмалевки, не применяйте для осветления чистые свинцовые белила.
Разрывы и прочее на холсте

Чувствительные холсты, такие как бязь и подобные материалы, могут быть повреждены по самым разным причинам.

Как устранить вред:
шишки и вмятины на холсте можно удалить за счет сбрызгивания обратной стороны холста водой. Разрывы нужно тщательно загладить и заклеить воском, а на обратной стороне продублировать. При этом кусок холстины, который будет закрывать разрыв, наклеивают с обратной стороны некислотным клеем.

Повреждения на передней стороне картин можно отреставрировать тем же материалом. В сложных случаях лучше обратиться к реставратору, который есть практически в каждом музее.