отдых, море, пляж

Если море плещет в твоей душе, то непременно пойдут волны вдохновения, выплёскивая на берег жизни красивые мысли. (Георгий Александров)
Дайтека

Живопись

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Живопись » О холсте » металлы


металлы

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

МЕТАЛЛЫ

Металлические основы под масляную живопись с самого возникновения ее эпизодически использовали при росписи изделий прикладного искусства и в станковой живописи. Монументальные и большие по размерам росписи на этих основах оказались возможными, в основном, только со времени изготовления металлических листов методом проката. Выкованные листы больших размеров, как правило, не производили. Метод проката осваивался в Западной Европе с конца XVI века. С XVII века итальянские и фламандские художники уже пользуются медными листами для станковых произведений, а в России они входят в обиход художников-станковистов лишь с XVIII века.
Как основу под масляную живопись в России сначала использовали кованые листы железа, соединенные крупными заклепками. На листах черного железа, изготовленных способом проката, писали иконы в ниши церковных зданий и ворот в XIX и XX веках.
В начале XX века стали использовать листы из цинка. Алюминиевые листы получили применение в живописи только в последней четверти XX века, ибо производство этого металла началось сравнительно поздно.
Железо (первоначально кованое) используется с XVIII века. Крупными железными заклепками скреплены, например, листы иконы «Успение Богоматери» (XVIII в.), помещенной в нишу западной стены собора в Смоленске. К сожалению, от первоначальной живописи почти ничего не сохранилось по той причине, что железо (более, чем другие металлы, используемые в живописи) корродирует — особенно на открытом воздухе. Сами кованые листы железа все еще в хорошем состоянии, что послужило стимулом к их сохранению и воссозданию на их поверхности сюжета масляными красками по возобновленному грунту из свинцового сурика на натуральной олифе.
В городе Арзамасе росписи стен собора, воздвигнутого в первой половине XIX века, были сделаны художником Ступиным с учениками клеевыми красками по штукатурному слою, а в барабанах (где возможны отсыревания, конденсационная влага) своды прикрыты железными листами, соединенными в замок, как обычно соединяют листы прокатного металла на кровлях. Железо покрыто свинцовым суриком на натуральной льняной олифе. Неровности в местах сочленения листов прошпаклеваны. Под роспись все прогрунтовано свинцовыми белилами на масляном связующем. Почти за полтораста лет эксплуатации собора без отопления (собор летний) состояние росписи и железа существенно не ухудшилось Сведения получены от реставратора В. А. Артемьева.
В книге Б. Сланского «Техника живописи» приводится пример пассивирования поверхности железа, однако с какого времени начали применять рекомендованный им способ химической защиты железа от коррозии — неизвестно. Он пишет: «Чаще всего его чистят 5%-ной серной кислотой, затем его промывают горячей водой и, наконец, обрабатывают двухпроцентным горячим раствором фосфорной кислоты. Тоненькая пленка фосфата является затем хорошим грунтом для покрытия масляной краской».
Медь каталитически действует на высыхание растительных масел (особенно льняного). Только маковое масло на ее поверхности сохнет медленно.
Примером исполнения монументальной живописи на медных листах могут быть три большие композиции, исполненные М. В. Нестеровым в начале XX века в интерьере храма Покрова Богородицы, построенного по проекту В. Щусева в Москве. В конхе апсиды и на восточных пилонах росписи были выполнены М. В. Нестеровым в новой для него технике силикатной живописи (так называемые «краски Кейма»). Однако последствия применения этой техники его не удовлетворили. Тогда он исполнил три главных сюжета (а кроме них и иконы в иконостас) на медных листах

0

2

Для монтирования медных листов были подготовлены углубления в стенах. Между собой листы соединены встык и закреплены на армирующий подрамник медными шурупами, шляпки которых заглублены в заранее просверленные отверстия и зашлифованы в уровень с поверхностью листов металла (ил. 16, 17).http://www.art-con.ru/cons_come_butter_image/14.jpg
http://www.art-con.ru/cons_come_butter_image/95.jpg
http://www.art-con.ru/cons_come_butter_image/16.jpg

0

3

Поверхность протерта олифой и после ее высыхания покрыта грунтом на масляном связующем. Почти за восемьдесят лет не наблюдалось ни отставаний, ни шелушений красочного слоя и грунта.
В качестве основы для наружных росписей в закомарах Успенского собора Троице-Сергиевой лавры Загорска в 1969 году были также применены листы из меди Живопись исполнили под руководством В.В. Филатова Б. Кошелев, А. А. Егоров, Т. Надирова. Монтированием листов меди руководил П. И. Булычев. Они прикреплены бронзовыми шурупами на деревянные рейки, закрепленные к кладке стены. Поверхности листов посредством крупнозернистой шлифовальной бумаги придана шероховатость. Листы тщательно промыты от пыли и песка. Просушенная поверхность проолифлена натуральной льняной олифой. Места соединений листов меди (встык) прошпаклеваны свинцовым суриком на олифе. Первый грунт выполнен свинцовым суриком. После его высыхания нанесен грунт из свинцовых масляных белил. За прошедшие 20 лет состояние грунта мало изменилось. Места стыков листов кое-где выявились в виде трещин по причине температурных колебаний расширения меди.
Цинковые листы как основу под масляную настенную живопись использовали, вероятно, очень редко — и только в начале XX века. В соборе Рождества Богоматери в Саввино-Сторжевском монастыре Звенигорода при реставрации настенной живописи в 1913 году вся нижняя часть барабана (от оконных проемов до опорного кольца) была обшита непрерывным кольцом из листового цинка. Ширина (вернее, высота) обшивки более метра. Обращение к цинку как основе под масляную живопись обусловлено его стойкостью к корродированию. Вся поверхность была загрунтована свинцовыми белилами на масляном связующем. В кругах повторены в иконописной манере, характерной для мастеров Палеха, изображения пророков — те самые, которые были написаны здесь в середине XVII века мастерами Оружейной палаты. Обшивка с пророками демонтирована при реставрации настенной живописи XVII века бригадой художников-реставраторов под руководством Д. Е. Брягина в конце 70-х годов. Несмотря на то что роспись по цинку находилась в неотапливаемом соборе более шестидесяти лет, а при демонтаже подвергалась механическим воздействиям, разрушений (в виде отставаний и шелушений красочного слоя с грунтом) сравнительно немного. В основном контакт грунта с поверхностью металла хороший. Спектральный анализ металлических листов показал, что они состоят в основном из цинка с небольшой добавкой свинца (l,28%) Спектральный анализ металла выполнен Т. И. Берлин, химические анализы — Р. Г. Чижевской.
Цинковые листы, как подоснова под холст произведения живописи, были использованы при монтировании произведения В. М. Васнецова «Каменный век» в 1883 году (ил. 8—10).

0

4

Алюминий до последнего времени не применялся под монументальные росписи, несмотря на то что его поверхность корродирует менее, чем у всех перечисленных металлов. В 1986 году алюминий применен для наружных росписей (вставные иконы в нишах большого формата в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве) Все девять панно написаны художниками О. Ю. и А. О. Педаясами.
Листы дюраля закреплены шурупами на подрамники из дюралевого уголка. Поверхность листов обработана крупнозернистой шлифовальной бумагой, тщательно очищена от пыли и опилок металла, проолифлена и покрыта слоем цинковых белил. Дюраль в наше время, безусловно, самый рациональный материал для основ под монументальные внутренние и наружные росписи, но тем не менее до сих пор применяется художниками неохотно.
Росписи по листовому золочению и серебрению. Сусальное (тонкое листовое) золото и серебро под росписи масляными красками — основы не идентичные. Золото не корродирует, а серебро постепенно превращается в сплошной сернистый окисел, теряет металлический блеск, деструктируется, что приводит к осыпанию красочного слоя. От петровских времен до начала XX века листовое золочение в настенной масляной живописи очень широко применяли в дворцовых и церковных росписях. Из сохранившихся росписей такого типа (где большая часть поверхности была предварительно вызолочена) можно назвать плафон Углового кабинета дворца Меншикова в Петербурге. Плафон выполнен между 1722 и 1723 годами художником-орнаменталистом Ф. Пильманом, приглашенным в Россию из Франции. Ему в 1720 году были отданы в обучение русские мастера орнаментальной росписи Ф. Воробьев и М. Негрубов вместе с живописцем С. Бушуевым. Здесь по грунтованному холсту, согласно основным композиционным формам, были сплошь вызолочены плоскости центрального ромба и четырех углов. По золоту, как и по зеленому фону всего плафона, исполнен орнамент в стиле барокко (полихромная манера).
Под Москвой, в усадьбе Никольское-Урюпино, центральный зал Охотничьего, или Белого, домика расписан по мотивам или эскизам художника Буше в 80-е годы XVIII века. По известково-алебастровому с песчаным наполнителем штукатурному слою наложен белый клеевой грунт, вызолоченный сусальным золотом и расписанный масляно-лаковыми красками. Листки сусального золота наклеены, как обычно, на животный клей Анализ химической лаборатории объединения «Союзреставрация». Авторы росписи неизвестны.
По листовому золочению расписаны картуши большого зала флигеля, перестроенного архитектором Ф. Шехтелем для С. В. Морозова в Москве в конце XIX века Флигель при доме № 21 в Подсосенском переулке в 1895 г. возведен архитектором Ф. Шехтелем на каменных сводчатых подвалах XVIII в. В 50-х гг. XX в. он был надстроен тремя этажами. В 1986 г. обследован архитектором-реставратором Н. И. Сафонцевой. Ею установлено авторство Ф. Шехтеля и дата построения флигеля. В этом зале потолок декорирован лепными картушами в стиле ренессанс. Плоскости внутри них оклеены грунтованным холстом по известково-гипсовой подоснове. Грунт сплошь вызолочен листовым сусальным золотом. В двух медальонах изображены путти на дельфинах, плывущие по волнам. Изображения выполнены графично — линиями, имитирующими технику гравюры по металлу (ил. 15).
http://www.art-con.ru/cons_come_butter_image/15.jpg

0

5

Поверхность росписи покрыта лаком.
Золото очень широко использовали в церковных росписях, где обычно вызолачивали фоны, венцы и участки, на которых писали орнаменты парадных одежд и облачений, а также снаряжения воинов. Грунт под золочение дополнительно шлифовали и покрывали специально приготовленным масляным лаком — «марданом».
Серебро в росписях корродирует, теряя не только эффект металлического блеска, но и свойство монолитности металла. Красочный слой, лишаясь твердой основы, осыпается мелкими частицами. Примером тому являются померкшие орнаментальные росписи 80-х годов XIX века в Византийском зале и Главном вестибюле Государственного Исторического музея.

0


Вы здесь » Живопись » О холсте » металлы