МЕТАЛЛЫ
Металлические основы под масляную живопись с самого возникновения ее эпизодически использовали при росписи изделий прикладного искусства и в станковой живописи. Монументальные и большие по размерам росписи на этих основах оказались возможными, в основном, только со времени изготовления металлических листов методом проката. Выкованные листы больших размеров, как правило, не производили. Метод проката осваивался в Западной Европе с конца XVI века. С XVII века итальянские и фламандские художники уже пользуются медными листами для станковых произведений, а в России они входят в обиход художников-станковистов лишь с XVIII века.
Как основу под масляную живопись в России сначала использовали кованые листы железа, соединенные крупными заклепками. На листах черного железа, изготовленных способом проката, писали иконы в ниши церковных зданий и ворот в XIX и XX веках.
В начале XX века стали использовать листы из цинка. Алюминиевые листы получили применение в живописи только в последней четверти XX века, ибо производство этого металла началось сравнительно поздно.
Железо (первоначально кованое) используется с XVIII века. Крупными железными заклепками скреплены, например, листы иконы «Успение Богоматери» (XVIII в.), помещенной в нишу западной стены собора в Смоленске. К сожалению, от первоначальной живописи почти ничего не сохранилось по той причине, что железо (более, чем другие металлы, используемые в живописи) корродирует — особенно на открытом воздухе. Сами кованые листы железа все еще в хорошем состоянии, что послужило стимулом к их сохранению и воссозданию на их поверхности сюжета масляными красками по возобновленному грунту из свинцового сурика на натуральной олифе.
В городе Арзамасе росписи стен собора, воздвигнутого в первой половине XIX века, были сделаны художником Ступиным с учениками клеевыми красками по штукатурному слою, а в барабанах (где возможны отсыревания, конденсационная влага) своды прикрыты железными листами, соединенными в замок, как обычно соединяют листы прокатного металла на кровлях. Железо покрыто свинцовым суриком на натуральной льняной олифе. Неровности в местах сочленения листов прошпаклеваны. Под роспись все прогрунтовано свинцовыми белилами на масляном связующем. Почти за полтораста лет эксплуатации собора без отопления (собор летний) состояние росписи и железа существенно не ухудшилось Сведения получены от реставратора В. А. Артемьева.
В книге Б. Сланского «Техника живописи» приводится пример пассивирования поверхности железа, однако с какого времени начали применять рекомендованный им способ химической защиты железа от коррозии — неизвестно. Он пишет: «Чаще всего его чистят 5%-ной серной кислотой, затем его промывают горячей водой и, наконец, обрабатывают двухпроцентным горячим раствором фосфорной кислоты. Тоненькая пленка фосфата является затем хорошим грунтом для покрытия масляной краской».
Медь каталитически действует на высыхание растительных масел (особенно льняного). Только маковое масло на ее поверхности сохнет медленно.
Примером исполнения монументальной живописи на медных листах могут быть три большие композиции, исполненные М. В. Нестеровым в начале XX века в интерьере храма Покрова Богородицы, построенного по проекту В. Щусева в Москве. В конхе апсиды и на восточных пилонах росписи были выполнены М. В. Нестеровым в новой для него технике силикатной живописи (так называемые «краски Кейма»). Однако последствия применения этой техники его не удовлетворили. Тогда он исполнил три главных сюжета (а кроме них и иконы в иконостас) на медных листах