Затирание красок на масляном связующем в России в XVIII веке производили по рецептам и традициям, пришедшим из стран Западной Европы. Часть красок для государственных заказов приобретали в готовом виде, через специальных представителей в Голландии, Франции, Италии. В живописных мастерских, называемых «командами», пигменты со связующими перетирали ученики и подмастерья. В Академии художеств со времени ее образования эту работу также выполняли ученики художников. Позднее краскотеров выделили в специальное хозяйственное подразделение Академии художеств (Факторская). Через него же Академия закупала материалы для всех работ, в том числе и для живописи. В целях обеспечения страны постоянными и опытными кадрами краскотеров в 1762 году было отдано распоряжение о переводе некоторых учеников в Факторскую «за неприлежание и худые успехи...».
Затертые на масляных связующих краски хранили в керамической посуде или в так называемых свиных пузырях. Традиция приготовления масляных красок в Академии художеств держалась до ликвидации Факторской в 1844 году.
Масляные связующие. Сведения о технике перетирания масляных красок как в XVIII, так и в XIX веке очень скудные, поскольку кустари и фабриканты XIX — начала XX века хранили свои рецепты в строгой тайне.
В XVIII веке для приготовления масляных красок пользовались как сгущенными (полимеризованными) красками, так и олифами, о чем свидетельствуют публикации конца века. Причем масла полимеризованные, приготовленные без кипячения, называли сырыми, а прокипяченные — олифами. На сыром масле рекомендовалось обязательно затирать свинцовые белила. На олифах же любые краски, кроме тех, в которых желтая окраска олифы или масляного лака может изменить тональность. Такие краски, как кармин и ультрамарин, непосредственно перед работой стирали с «фирнисом [лаком] из льняного масла», так же поступали с венецианской ярью и флорентийским баканом.
О связующих масляных красок XIX века сведений почти нет. Значительно больше сведений о составах, которые применительно к XIX веку можно назвать экспериментальными. Это краски со сложной рецептурой связующего, «засекреченного» фирмой. Фирмы рекомендовали их вместо обычных масляных красок. К рекомендуемым можно отнести краски с добавлением воска, а иногда и с его количественным преимуществом над маслами.
Ряд сведений о составе связующих масляных красок конца XIX века приводит Ф. Петрушевский. Он сообщает, что некоторые фирмы умышленно увеличивают количество масляного связующего при изготовлении красок, так как это экономит пигмент. В связующее обыкновенных масляных красок вводят воск, например, в киноварь, неаполитанскую желтую, цинковые белила, ультрамарин, капут мортум, оправдывая это тем, что без воска тяжелый пигмент отслоится от масла. В другие краски добавляют сиккативы (в крапплаки и черные), бальзамы, скипидар и прочие вещества, которые не всегда оправданы технологически. Ф. Петрушевский обвиняет фабрикантов в том, что они, прикрываясь «технологической необходимостью», иногда добавляют в краски вещества, удешевляющие их как товар, не заботясь о том, что это отрицательно скажется на сохранности произведений живописи1.
На масляно-лаковом связующем художником Муссини, работавшим в Петербурге по росписям Исаакиевского собора в 1843—1846 годах, написано несколько картин-икон, в частности «Рождество Христово». Точный состав связующего красок в документах не сообщен. Дюссельдорфская фирма «Шминке» в конце прошлого века начала выпускать краски на масляно-лаковом связующем. В каталоге фирмы 1898 года указан следующий состав связующего: льняное и маковое масла, очищенный скипидар, янтарный лак, копайский бальзам. По отзыву Ф. Петрушевского, опробовавшего эти краски, получается, что большинство из них дают при высыхании большую усадку. В работе они не отличаются от масляных красок, после высыхания имеют умеренный блеск. Однако тот же Ф. Петрушевский отмечает, что в произведении самого Муссини в Исаакиевском соборе спустя почти 60 лет сохранность красочного слоя хорошая.
Смолы, введенные в масляные краски, придают красочному слою свойства масляно-лаковой живописи, которой пользовались старые мастера. Масляные краски, перетертые с растворами смол — лаками, широко применяют художники-реставраторы. Возможно, ими пользовался и М. В. Нестеров при создании монументальных росписей на медных листах в Марфо-Мариинской обители в Москве.
Введение смолы в масляные краски Д. И. Киплик, его старший современник, описывает так: «Особенно хороших результатов следует ожидать... если перед работой извлечь масло из тюбиковых фабричных красок, отфильтровать его на бумагу и затем шпателем размешивать их с этим лаком, разжижая при надобности на палитре в процессе работы скипидаром. .. Рецепт его таков: сгущенное на солнце и воздухе льняное масло (в продолжение 3 недель) разжижается обыкновенным лаком до текучести простого сырого масла... Можно пользоваться мастичными и даммаровыми масляными лаками, прибавляя к ним в небольшом количестве французский скипидар».
Как нам известно, П. Д. Корин, ученик М. В. Нестерова, пользовался обезжиренными масляными красками, дополнительно перетертыми с растворами смол в скипидаре. Эта его практика была введена в реставрацию масляной живописи для тонирования и восполнения утрат. Возможно, что он воспринял данную манеру от М. В. Нестерова. К сожалению, в записках М. В. Нестерова нет сведений о подготовке им красок для масляной живописи. Однако фактура красочного слоя росписей Нестерова производит впечатление именно масляно-лаковой живописи (ил. 17).
17. M. В. Нестеров Фактура масляно-лаковой живописи
Масляно-керосиновое связующее предложил художник-пейзажист Людвиг. Замена части масла керосином делалась с целью замедления высыхания красок, чтобы обеспечить возможность вести процесс живописи в манере а-ля прима. По рецепту Людвига фирма «Шенфельд» приготовляла краски на связующем из янтарного масляного лака, скипидара и керосина. Испарение керосина из красочного слоя препятствует образованию пленки на поверхности слоя живописи, вследствие чего поверхность получается матовой.
Масляно-восковое связующее красок предложил французский художник Монтабер. Вы пущено было таких красок довольно много. Иногда, как сообщается в литературе, вместо воска вводили парафин. По мнению отечественных специалистов, от прибавления воска снижается сцепляемость между слоями живописи.
Количество воска, вводимого в масляно-восковые краски, было различным.
Примерные рецепты разных составов
I. Воск пчелиный 12 весовых частей
Масло льняное 88 в. ч.
II. Воскпчелиный 20в. ч.
Терпентин 60 в. ч.
Масло льняное 20 в. ч.
III. Воскпчелиный 5в.ч.
Петроль 20 в. ч.
Масло льняное 75 в. ч.
О широком использовании масляных красок с добавлением воска при настенных росписях свидетельствует то, что их применяли художники-иконописцы села Палеха, которых часто приглашали расписывать храмы. Художнрк-палешанин Н. М. Зиновьев пишет: «В 1911—1913 годах при росписи стен собора Ново-Афонского монастыря на Кавказе была сделана попытка придать и масляной живописи необходимую прочность. В этих работах принимали участие и московские художники и палешане... Мы совместно решили применять в качестве разбавителя смесь олифы, скипидара и воска. На такой смеси масляная живопись приобретает матовость, становится похожей на фреску. Через пятьдесят лет после ее выполнения я нашел ее в хорошем состоянии». Другой пример — росписи в Главных сенях здания Исторического музея в Москве, которые выполнены восковыми красками группой художников, возглавляемой академиком живописи Ф. Г. Тороповым. Орнаментальная часть росписи главного свода сделана непосредственно по грунту на штукатурном слое, а персоны князей и государей российских — на холстах (медальоны) и наклеены на свод (ил. 69).
Перед началом реставрационных работ в 1987 году проведены физико-химические анализы. В результате определено, что кроме растительного масла и воска была использована мягкая смола либо типа мастикса или даммары, либо их смесь. Художниками-реставраторами замечено, что пастозные мазки живописи на холстах местами деформированы, расплющены, а это могло произойти при тепловой прикатке парсун, — когда их приклеивали столярным клеем к поверхности штукатурки свода. Анализы выполнены в отделе физико-химических исследований института «Спецпроектреставрация» объединения «Росреставрация». Реставрационные работы проводила бригада художников-реставраторов под руководством Г. Н. Кузнецова и А. М. Замощина (ЭСНРПМ Москвы).
Воско-смоляное связующее настенных росписей (без масла) было внедрено в России по инициативе художника Г. Гагарина. При посещении Мюнхена он осматривал наружные росписи королевского дворца, которые поразили его своим видом. Он выяснил что связующее красок составлено из воска, смол (мастикса и элеми) и скипидара. По сообщению Гагарина, эти краски «потребляются как масляные, но крепче пристают к стене, особенно если по окончании живописи ее впитают в стену прогреванием маленькой ручной печкой, называемой каутерием... Аналогичными красками Г. Гагарин и М. Трощинский расписали тифлисский Сионский собор, а М. Трощинский — дом и церковь экзарха».
На основании этих сведений в лаборатории при Академии художеств, руководимой Д. И. Кипликом, был разработан следующий состав связующего:
отбеленного воска.......................... 60 весовых частей
смолы, мастикса и даммары ........120 в. ч.
очищенного скипидара.................. 200 в.ч.
Краски, тертые на этом связующем, очень удобны в живописи и напоминают масляные. Высыхают они достаточно быстро, образуя матовую поверхность. Разжижать при необходимости можно скипидаром. От прогревания живописи краски приобретают большую прочность. Прогреванием достигается и более плотное прилипание красок к поверхности, на которой исполнена роспись1.
Масляная живопись с глютенью. Глютенью называли состав с омыленным воском, который на рубеже XIX—XX веков именовали еще и «помадой». Готовили ее из отбеленного промытого пчелиного воска, распущенного в даммарном лаке (на скипидаре или пинене). Следующую рецептуру глютени приводит Д. И. Киплик:
воск ...............................3 г
скипидар .....................20 см3
вода.............................. 25 см3
нашатырный спирт... 5 см3
Эмульсию примешивали к масляным краскам для придания матовости поверхности живописи. Аналогичную рецептуру рекомендует для разбавления густотертых масляных красок (в объемных частях) современный специалист по настенной живописи А. А. Комаров:
густотертые масляные краски ................1,0 о. ч.
восковая эмульсия (состав см. ниже) ....0,2=0,3 о. ч.
скипидар (до рабочей консистенции) ....0,3=0,5 о. ч.
Восковая эмульсия следующего состава:
воск пчелиный ..............................................1,0 о. ч.
скипидар ........................................................10,0 о. ч.
вода (дистиллированная) .........................8,0 о. ч.
нашатырный спирт (25 %) ..........................2,0 о. ч.
Глютень, по сведениям, опубликованным А. Н. Лужецкой, художники добавляли при росписи стен и сводов в храме Христа Спасителя (1875—1883). Добавлялась она и в панно «Каменный век», написанное В. М. Васнецовым в 1883 году для Исторического музея в Москве.
На основании этого можно предположить, что В. М. Васнецов и сотрудничавшие с ним художники — в их числе и М. В. Нестеров — пользовались масляными красками с добавлением омыленного воска (глютены).
В храме Александра Невского в Абастумани, где росписи выполнял М. В. Нестеров, в связующее красок входили кроме масла воск, спирторастворимая смола типа мастикса или сандарака и еще клеящее белковое вещество, схожее по составу с альбумином крови. Причем в этих абастуманских росписях связующие красок фигуративной и орнаментальной живописи различны: связующее в красках орнаментов масляно-воско-смоляное, в фигуративной живописи обнаружен еще и белок. Анализы выполнены сотрудниками отдела физикохимических исследований института «Спецпроектреставрация» объединения «Росреставрация».
Таким образом, можно сделать вывод, что ведущие мастера монументальных росписей со второй половины XIX века начали широко пользоваться масляными красками с добавлением воска в целях получения матовой поверхности живописи, предупреждения растрескивания и других деформаций красочного слоя.
Омыленное масляное связующее, как и омыленный воск, добавленный в масляные связующие, использовали художники начала XX века. Пользуются ими и в настоящее время, поскольку они не создают глянцевой поверхности настенной росписи, менее подвержены растрескиваниям красочного слоя и более прочны. Отечественная промышленность не выпускает краски на таких сложных эмульсиях. Художники приготовляют их сами. Красками этого типа пользуются художники-реставраторы при воссоздании участков утраченных росписей начала XX века. Рецептуры составов как для самостоятельного приготовления связующих и красок, так и для добавления в промышленные густотертые масляные краски рекомендует А. А. Комаров в учебном пособии по технологии стенописи.