Вещества, которые при добавлении в незначительном количестве к высыхающему маслу ускоряют процесс его высыхания (отвердения), называются сиккативами. Они необходимы потому, что краски, изготовленные из разных по составу пигментов, высыхают с неодинаковой скоростью. Например, если свинцовые белила и умбра высыхают за один день, то цинковые белила, затертые на том же масле, сохнут 10—12 дней, а крапплак и черные сажи — еще дольше. Вот почему при растирании, скажем, черных пигментов к ним в качестве сиккатива добавляли зеленую краску медянку; об этом можно прочесть, в частности, в трактате Джованни Батисто Арменини, изданном в 1587 году. Та же самая мысль с еще большей четкостью выражена в трактате де Майерна (конец XVI — начало XVII в.): «К черной копоти или слоновой кости при стирании надо добавить сороковую часть медянки... Краски, которые не сохнут, будут сохнуть».
В качестве сиккативов используют химические соединения, богатые кислородом или содействующие поглощению маслом кислорода из воздуха. Это окислы таких металлов, как свинец (который составляет основу свинцовых белил), свинцовый глет, свинцовый сурик, кобальт, марганец (входящий в состав умбры) и соли меди (в виде краски яри-медянки) — их вводили в масло при высоких температурах. С конца XIX века и в XX веке в основном перешли на составы, не требующие высоких температур нагрева масла: это резинаты, линолеаты и нафтенаты. Резинаты получают сплавлением канифоли с окислами металлов, ускоряющих окисление масел (свинца, марганца и кобальта). Линолеаты — это соединение кислот льняного масла (линолевой, линоленовой, олеиновой и других) с солями и окислами названных металлов. Нафтенаты — сплавления солей этих же металлов с нафтеновыми кислотами, получаемыми при перегонке нефти. Все они растворяются в скипидаре и растворы их добавляют в масла при температуре 100—150° С.
Веществом, ускоряющим высыхание — окисление масла в красках, является скипидар.

В XIX веке некоторые фирмы выпускали сиккативы неизвестного состава, которые полагалось примешивать к масляным краскам на палитре. Их выпускали под такими названиями, как «сушка Куртье», «жидкость Робертсона», «фламандская сушка», «гаарлемская сушка» и т. п.
Сушки-сиккативы обязательно добавляли в масляные лаки, которыми покрывали произведение после окончания определенного этапа наложения красок в многослойной манере или после полного завершения соответствующего процесса.
Замедлители высыхания связующих масляных красок стали применять в фабричном производстве с конца XVIII века. С этого времени русские, как и западноевропейские, художники постепенно переходят на краски промышленного изготовления. Фабрикантам, выпускавшим масляные краски, и торговцам было важно, чтобы при продаже художники получали такие краски, паста которых соответствовала бы необходимой консистенции и которые не засыхали бы слишком быстро. Краски расфасовывались в стеклянные или керамические сосуды, а позднее — в оловянные тубы. Для замедления высыхания использовали растительные эфирные масла и керосин. В каких количествах, при приготовлении каких красок добавляли замедлители и какие именно — сведений об этом сохранилось мало. По некоторым источникам выявлены лишь следующие масла: гвоздичное, лавандовое, лавендуловое, спиковое, розмариновое, керосин, копайский и канадский бальзамы.
Гвоздичное масло получают из высушенных цветочных почек гвоздичного дерева (Oleum caraphyllorum), произрастающего в
южных странах. Оно замедляет высыхание масляных красок на одну-две недели.
Лавандовое и лавендуловое масло получают перегонкой с паром или водой цветов растения Lavandula verra, произрастающего главным образом во Франции. В документах Академии художеств в XVIII веке встречаются упоминания о лавендуловом масле и лавендуловой эссенции: под последним названием в продажу поступал лучший сорт лавандового масла.
Керосин очищенный — одна из главных фракций перегонки нефти. В масляной живописи пользуются очищенным керосином с точкой кипения в пределах 180—230° С. Им можно разжижать только масляные краски, не содержащие смол. Красками, разбавленными керосином, можно продолжать писать на следующий день «по сырому»—иначе говоря, его можно использовать, как и большинство эфирных масел, только в живописи а-ля прима. Как считает специалист начала XX века Ф. Петрушевский, «испарение керосина из всей массы краски препятствует образованию пленки на краске, вследствие чего высыхание происходит равномерно в ней».
Составы, замедляющие высыхание масляных красок, описывает современный специалист по материалам живописи Богуслав Сланский. Один из них следующий: 2 части даммары плавят с 2 частями подсолнечного или макового масла и разбавляют по потребности очищенным керосином фракции, дистиллируемой в пределах температур 170—190° С.