КАРАНДАШНЫЙ ГРИФЕЛЬ
ТАК: НАЗЫВАЕМЫЙ КАРАНДАШНЫЙ ГРИФЕЛЬ в дей-1 ствительности изготавливается из графита. Графит представляет собой форму натурального углерода, образующегося, как и уголь в земле под давлением почвы на разлагающиеся древесные элементы. Уголь формируется в результате давления, но в комбинации давления и подогрева происходит рекристаллизация (обращения в кристаллическую форму) аморфного, некристаллического углерода в кристаллы графита, напоминающие пластины. Между их слоями существует довольно слабая связь, что придает графиту скользящие свойства. Наиболее типичная форма встречающегося в естественных условиях графита — аморфный, или сланцевый тип, кристаллический по структуре; он отличается высокой хрупкостью и рассыпчатостью, поэтому не пригоден в качестве средства для рисования.
Твердый графит был обнаружен в местечке Борроудейл в Камбрии
(графство в Англии) приблизительно в 1500 году, где затем и добывался в течение трех столетий. Он использовался в основном в оборонной промышленности — в производстве форм для пушечных ядер.
Твердый графит.
Данный материал сначала применялся в изготовлении форм для пушечных ядер. Будучи по происхождению вулканическим, он не подвержен воздействию расплавленного металла. История графитового карандаша
Камберлендский источник, где впервые был обнаружен графит в виде крупнокусковых пластов, по-своему уникален, а сам материал — очень дорогой. Процветал и бурно развивался черный рынок, поставлявший огромное количество графита в различные страны за
предела ми Англии. Твердый графит демонстрировал хорошие качества материала для рисования, и с этой целью производители начали применять отдельные бруски графита, обернутые кусками овечьей шкуры.
Первые карандаши в древесной оболочке
В период между 1600 г. и концом XVII века производство карандашей развивалось очень медленно. Карандаши изготавливались из нарезанного тонкими листами графита — такой лист поступал в канавку на деревянной рейке, затачивался в верхней части
канавки и затем обламывался. К нему приклеивалась еще одна рейка. Этому «прямоугольному» карандашу с помощью ручного рубанка придавалась округлая форма.
Наполеон призывал своих ученых к созданию альтернативы существовавшему тогда графитовому карандашу Borrowdale,
и в 1795 году французский химик Н. Контье разработал методику смешивания аморфного графита с глиной и последующего обжига смеси до образования искусственного твердого вещества. Собственно, это является основой производства карандашей в наше время. Методика современного производства карандашей
Наиболее чистый и высококачественный графит обладает максимально высоким содержанием углерода. Самые чистые виды (с содержанием 98 — 99% углерода) поставляются из Шри-Ланки, но места разработки, графита существуют повсюду в мире, от Мехико до Кореи. Перед поставкой производителям карандашей, графит измельчается до порошковых частиц очень малых размеров.
Степень твердости или мягкости грифеля карандаша зависит от используемой пропорции глины и графита: чем больше в составе стержня глины, тем он тверже. Глина выполняет две функции: она сохраняет цельность смеси до процесса обжига, а после обжига действует как жесткая цементирующая среда, удерживающая графит на месте.
Процесс производства карандашного Вода удаляется в процессе испарения, в грифеля. Глина в составе карандашного итоге формируется твердая графитовая грифеля представляет собой пла- глина, которую называют «пирог». В свою стичные, или комовые, глины из раз- очередь, он перемалывается до образова-личных отложений. Это — силикаты, ния порошка мельчайших частиц, добав-коллоидные по природе и размеру ляется определенный объем воды, и частиц. Глину смешивают с водой до твердая масса прессуется в заготовки или образования взвеси — глинистого рас- цилиндрические формы длиной прибли-твора, после чего она поступает в шаро- зительно 37,5 см и диаметром 15—17,5 вую мельницу, которая перемалывает см. Система вакуумного прессования вы-графит до мельчайших частиц, в ре- тягивает оставшийся воздух, а с помо-зультате чего образуется однородная щью головки молота масса направляется смесь (полностью перемешанный со- в экструзионный пресс, в котором в ре-став). зультате обработки экструзионной
головкой материал приобретает напоминающую спагетти форму. Этот материал нарезывается в карандаши и высушивается для удаления остатков влаги. В его структуре сохраняются пустоты, которые ранее были заполнены водой. Затем грифели подвергаются обжигу при температуре приблизительно 1000 оС, что делает состав глины более мягким; из стержня удаляется химически связанная вода, частицы глины смыкаются, образуя структуры. Производитель должен обладать достаточным уровнем профессионализма, чтобы качественно выполнить обжиг.
На данной стадии грифель достаточно груб, чтобы им можно было пользоваться для рисования или письма, поэтому он пропитывается плавленым воском, который применяется благодаря своей фактуре, если необходимо откорректировать мягкость или твердость карандаша. Когда грифель погружается в воск, пузырьки воздуха показывают, что воск занимает пространство, в котором во время экструзионного процесса находилась вода.
Деревянный корпус-оболочка карандашей
Исходным материалом для первых карандашей британского производства был кедр из Флориды; при этом использовалась древесина старых железнодорожных шпал, обильно пропитанных маслом и обработанных паром поездов. Так продолжалось в течение 30-х годов XX века. Затем стал использоваться кенийский кедр; он поставлялся в виде досок, напиленных тонкими планками. Размер и форма карандашей
Несмотря на то, что большинство карандашей производится стандартной длины — 17.5 см, форма и диаметр грифеля, а также внешний корпус-оболочка могут варьироваться. В отличие от плоского плотницкого карандаша прямоугольной формы обычный карандаш, как правило, шестигранный или округлый. Карандаш в тонком корпусе может использоваться в отдельных видах работы, но при длительном применении рука будет уставать.
Шестигранный карандаш
Карандаш такого типа хорошо удерживается в руке с помощью указательного пальца на одной грани, а большим и средним — на двух других. Карандаш занимает прочное положение в руке; при таком твердом захвате можно выполнять письменный или контурный виды работы.
Круглый карандаш
Стержень наибольшей толщины (4 мм) используется в цветных карандашах или очень мягких графитовых карандашах, где боковая сторона стержня также важна для работы, как и его кончик. В стандартных графитовых карандашах, остро заточенных и используемых для письма и рисунка, используется лишь около 5-10
процентов стержня, поэтому более предпочтительны карандаши с более тонким стержнем-сердечником.
Создание эффекта ровного тонального покрытия
При равномерном тонировании обширных участков пользуйтесь плоской стороной грифеля (которая образуется в процессе работы). Прикладывая к карандашу неизменное одинаковое давление, можно получить достаточно ровный тон; а переложив карандаш так, чтобы в контакт с бумагой вступала грань плоской стороны грифеля (с поверхностью меньшей площади), вы можете нанести штриховку, даже при неизменной силе нажима.
Типы графитовых карандашей
Наиболее часто встречаются стандартные карандаши шестигранной формы; их длина составляет 17.5 см. а диаметр круглого графитового стержня, или грифеля. 2 мм. Грифель заключен в деревянный корпус-оболочку. Карандаши круглой формы встречаются несколько реже. Некоторые производители предлагают целый диапазон карандашей для рисования с более толстыми до 4 или даже 5.7 мм) стержнями в деревянных корпусах. Другие выпускают диапазон круглых или шестигранных «чистых» графитовых карандашей без оболочки 7. 8 и 12 мм в диаметре. Также производятся и пользуются большой популярностью механические карандаши. Диаметр их стержней составляет 0.3 мм — 2 мм. Графитовый стержень, который собственно, и создает рисунок, в основном один и тот же продукт у разных производителей.
Затачивание карандашей
Для качественного затачивания карандаша лучше использовать острое бритвенное лезвие (а также сапожный нож или нож для моделирования). Несмотря на то, что точилка для карандаша сначала представляется чрезвычайно эффективным инструментом, ее лезвие быстро затупляется, а художники не всегда готовы сменить лезвие или заточить его. Действие точилки становится более грубым, деревянный корпус-оболочка карандаша зазубривается и в конце концов грифель ломается.
Основы для рисунка карандашом
Бумага белого или кремового цвета — наиболее типичная основа для выполнения большинства видов чисто карандашного рисунка; хотя может быть также использована тонированная или цветная бумага. Некоторые художники перед процессом живописи на доске или холсте выполняют на них предварительный рисунок карандашом. Матовая полиэстровая (лавсановая) пленка для рисования производится относительно недавно; ее поверхность особенно восприимчива к частицам графита. Для увеличения продолжительности жизни рисунка пользуйтесь бескислотной, чисто тряпичной (ветошной) бумагой; даже высококачественная бумага (для принтеров) со временем желтеет. За исключением случайного стирания, графитовый штрих чрезвычайно светостоек.
Карандаш: техника нанесения линии
Карандаш представляет собой светостойкий и при этом легко регулируемый инструмент; такое сочетание качеств нельзя обнаружить у других материалов для рисования. Художнику предоставлена возможность полного контроля над линией, поскольку ее можно нанести, стереть с поверхности и нанести заново. Карандашная линия может быть изысканной и деликатной; с другой стороны, она может обладать огромной силой и энергетикой, а также наноситься в результате смелых и решительных движений. Карандаш, таким образом, — экономичный, эффективный и очень удобный инструмент.
Свойства карандашной линии
Простейшие волнистые линии, нанесенные с помощью графитовых карандашей двух различных типов на поверхность гладкой или фактурной бумаги, иллюстрируют некоторые важнейшие аспекты контурного рисунка. Плавный и свободный характер элементарного контура составляет основу таких характеристик рисунка, как холодные, «металлические» или теплые, «бархатистые» тона. На гладкой поверхности листа карандаш оставляет четкий, непрерывный контур. С другой стороны, на грубой, фактурной поверхности карандаш окрашивает лишь верх рельефа бумаги, что придает линии выразительный — фактурный — характер. Варьируя силу нажима на карандаш, можно добиться тонального разнообразия контура в пределах всей его длины. Это, весьма изящное, качество линии отличает графитовый карандаш от других, более однородных средств (например, туши). Это также позволяет художнику обозначить тональность в простейшем контурном рисунке, сделав тон линии более глубоким на тех участках, где соседствуют сильные контрасты, и более мягким и светлым на более однородных, схожих (и примыкающих друг к другу) участках.
Графитовая палочка 6В на гладкой бумаге
Гладкая поверхность акцентирует подвижность линии и способствует более равномерному распределению тона вдоль всей длины линии; при этом края контура становятся четкими и определенными.
Графитовая палочка 6В на грубой фактурной бумаге
Нажим рукой на стержень может изменяться от сильного до легкого в процессе нанесения контура, что создает почти трехмерный эффект развивающейся ленты.
Мягкий стержень карандаша для набросков на гладкой бумаге
Более широкая сторона такого грифеля (прямоугольного в сечении) оставляет на гладкой бумаге линию, характерную для сильно разбавленной краски.
Мягкий стержень карандаша для набросков на грубой фактурной бумаге
Те же линии, но уже на грубой фактурной бумаге, имеют более неровный, шероховатый вид; выраженный рельеф бумаги придает линии богатую фактуру.
Различный подход к качеству линии
Работая над первым наброском (на иллюстрации слева), я использовал механический карандаш с грифелем В диаметром 0,5 мм. Портрет справа я выполнил стандартным карандашом НВ. Оба объекта нарисованы непосредственно с натуры без использования ластика. Стиль рисования в левом портрете основывается не только на концентрации внимания, традиционно ассоциируемой с процессом рисунка, но также на особенностях механического карандаша — по своему характеру линия непрерывна и обладает достаточной шириной.
Контурный набросок карандашом
Небольшой по размеру, карандашный набросок фигуры человека, выполненный с натуры (внизу), основывается на быстрой передаче впечатления без использования ластика. Он является прекрасным средством понимания объекта, работу впоследствии можно продолжить на более крупноформатном листе или даже в другой технике.
Карандашный набросок небольшого размера.
Такой набросок представляет собой хороший «справочный материал» — фундамент более крупной работы.
Контроль качества линии
Выбор карандаша играет огромную роль в определении качества линии. В небольшом наброске (выполненном в быстром и решительном темпе), посредством которого художник хочет передать непосредственное чувство, уместен и очень удобен острый карандаш — твердый или средней степени твердости (Н, НВ или В); в то время как карандаш мягкого диапазона (от ЗВ до 7В) образует интенсивный, более плотный и устойчивый «бархатистый» контур.
Использование контура, варьирующегося по тональности
Данный набросок был выполнен карандашом 4В. Тот же рисунок, созданный более однородной по тону тушью и пером, — более плоский и менее сложный по ощущению. Карандаш: техника нанесения тона
В карандашной технике существует несколько метода: перекрестное штрихование, штриховка-способов постепенного создания тона. Качествен- тонирование и штриховка-тонирование в комби-ные различия между ними обусловлены характе- нации с растушевкой. Основу других видов линей-ром и природой используемой рабочей основы. На ной карандашной техники составляет строгое сле-представленных ниже примерах продемонстриро- дование контурам объекта при использовании ваны три наиболее популярных и эффективных плотно нанесенных параллельных штрихов.
Перекрестное штрихование
Способ перекрестного штрихования основан на создании непрерывных линий, проведенных в двух и более направлениях. Чем грубее фактура поверхности бумаги, тем значительнее и очевиднее нарушения в правильности структуры перекрестной штриховки. Лишь бумага, обладающая гладкой поверхностью, позволяет сохранить «свежесть» и четкость каждого штриха. Характер перекрестного штрихования становится менее механическим на грубой фактурной поверхности.
Штриховка-тонирование
Являясь простейшим методом создания тона, штриховка-тонирование выполняется в результате естественного движения руки, запястья или локтя, которые функционируют на доске подобно шарниру. Пример внизу демонстрирует пятно, сформированное плотным массивом штрихов, нанесенных в одном направлении. При использовании бумаги с грубой фактурой обратите внимание на то, что благодаря ее зернистости штриховка создает на поверхности однородный участок полутонов.
Штриховка-тонирование в комбинации с растушевкой
Растушевывание участков перекрестной штриховки и штриховки в одном направлении с помощью пальца или бумажной растушки создаст эффект слегка размазанного и смягченного рисунка. Белые нижние, вдавленные вглубь волокна, на фактурной поверхности могут наполняться частицами графита, образуя приглушенный бледно-серый тон. Как правило, чем тоньше используемый грифельный стержень, тем тоньше и деликатнее создаваемый тон.
Рисунок высокой степени четкости
Рисунок был выполнен со скульпторы Микеланджело «Пьета». 1501 год. Он потребовал строгой последовательности в техническом исполнении, чтобы передать качество шлифованного мрамора. Рисунок был тонирован по диагонали карандашом 4В. Тонирование выполнялось в процессе естественного движения запястья художника-правши (движение от нижней левой к правой верхней границе). Некоторые участки рисунка смягчены в результате растирания пальцами, бумажной рас-тушкой или хлопковой ватой. Яркие световые акценты созданы с помощью осторожного стирания виниловым ластиком.
В рисунках подобного типа след и штрих карандаша непрерывны и последовательны: они сами по себе не обязательно экспрессивны и эффективны, но служат созданию сложного образа — неотъемлемого элемента рисунка. Карандаш здесь используется для передачи характерной гладкой и твердой поверхности мраморной скульптуры, что позволяет художнику с помощью объекта рисунка непосредственно обратиться к зрителю, «говорить» с ним.
Тонирование по диагонали. Процесс осторожного и аккуратного тонирования карандашом подчеркивает мягкий, созерцательный характер и достоинство в облике Девы Марии.
Тональный рисунок внутри контура
Данный этюд с деревом, выполненный на чисто тряпичной бумаге, иллюстрирует достаточно нетрадиционную технику штрихования. Серия длинных и коротких мощных штрихов в верхнем направлении нанесена двумя карандашами с плоским грифелем (мягким 4В и твердым Н). В процессе выстраивания массива и наложения штрихов возникает полностью округлая форма. Плоские грани этих карандашей образуют широкие заостренные штрихи.
Универсальный карандаш
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВОСКОВОЙ КАРАНДАШ (известный у также под названиями различных торговых марок, например, «Стеклограф») был впервые разработан для маркировки поверхностей из пластмассы, фарфора, металла и стекла, которые плохо поддавались маркировке стандартным карандашом. Кроме того, эти карандаши широко применяются для маркировки фотографических материалов (контактных листов) или полос цветной пленки в пластиковых кассетах.
Однако универсальный карандаш, кроме того, является оригинальным и довольно эффективным инструментом для рисования и с большим успехом может использоваться на бумаге. Такой карандаш (чьи характеристики могут несколько отличаться в зависимости от производителя) содержит большой объем воска при небольшом количестве наполнителя; для него характерен высокий уровень пигментации. Воск определяет его мягкость, делая почти липким на ощупь и в контакте с бумагой.
Контурный рисунок универсальным карандашом
Убедительный и выразительный контурный рисунок — характерная особенность работы универсальным карандашом. После нанесения штриха он становится светостойким и не поддается удалению ластиком; поэтому карандаш лучше использовать для непосредственного рисования с натуры, без внесения каких-либо корректировок. Это — очень полезное средство для практики на основе прямых наблюдений.
Быстрый набросок. Универсальный карандаш — средство для зарисовок в быстром темпе; он идеален для создания непосредственного, живого и молниеносного рисунка. Например, детская тематика рисунка требует от художника высокоскоростной работы. На этом примере самые важные элементы лица и движения ребенка были запечатлены буквально за несколько мгновений.
Контурный набросок в мягких тонах.
Работа слева была выполнена непосредственно с натуры — без внесения корректировок, начиная с участка правого глаза натурщицы.
Усиление тональных вариаций.
На рисунке справа (той же модели) обнаруживается более широкий диапазон вариаций тона в самих контурах. Такая манера рисунка призвана создать более мягкое, сглаженное изображение.