отдых, море, пляж

Если море плещет в твоей душе, то непременно пойдут волны вдохновения, выплёскивая на берег жизни красивые мысли. (Георгий Александров)
Дайтека

Живопись

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Живопись » Техника рисования » Монотипия


Монотипия

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

Монотипия как графическая техника

Метод выполнения монотипии можно описать просто - любая красящая субстанция наносится на любую гладкую или фактурную твердую поверхность, затем производится печатание путем прижатия к матрице целевой поверхности оттиска.

При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь некоторые. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и немало терпения.

Перейдем к более подробному рассмотрению материальной части данной техники.

Начнем с красок. По отношению к краскам эта техника всеядна! «Акварель, гуашь, темпера, акрил, маслянные краски, офортные, типографские, для полного отрыва можно использовать и строительные виды красок. Краски используются как с разбавителями, так и в чистом виде -- в зависимости от задач. Также широк и многообразен выбор поверхностей, с которых можно делать оттиски: бумага, различные виды картонов, пластик разной толщины, пластины из разных металлов: цинк-медь-сталь-латунь. А также стекло, оргалит и фанера! Холст и дерево, камень!!! Главное, чтобы фактура поверхности соответствовала задачам и целям художника. А вот вопрос внутреннего ощущения того, какая должна быть поверхность, приходит с вашим личным опытом».

В общем, относясь к типам красок, следует отметить, что в зависимости от цели художник должен варьировать густоту и текучесть краски согласно целям своей работы. При высокой текучести краска образует характерные фрактальные образования, а при высокой густоте или, наоборот, при сильной разжиженности и тонком слое нанесения - фактуры, схожие с точечными или образованными мелкими пятнами. Фактуры эти равномерны при разжиженной краске и повторяют движения и фактуру кисти (как полусухой тушевой кисти) при большой густоте. Однако окончательного обобщения здесь сделать нельзя, - все зависит от выбранного автором типа красочного материала. Например, при работе маслом фрактальные образования будут, скорее всего, в области объемной фактуры одного цветового пятна.

Что же касается поверхности, то тут любой выбор будет обуславливать вид работы и любой же выбор можно назвать оправданным, в зависимости от цели. В расчет следует принимать смачиваемость матричной поверхности и ее способность к впитыванию красочного материала и растворителя (воды или другого) как факторы, важные для создания работы. В частности, например, при акварельной монотипии, если поверхность сильно впитывает краситель, а требуется высокая прозрачность, то следует ожидать белых пятен. При монотипии, например, гуашью, если поверхность сильно впитывает растворитель, то можно предположить, что густота краски будет более высокой, и т. д.

Таким образом, с помощью красочного материала, поверхности матрицы и поверхности, на которую производится печать, можно косвенно контролировать окончательный результат.

«Краска наносится на поверхность также различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами. Ну и напоследок, тем,  что придет в Вашу творческую голову. :)

Для отпечатка с листов пластика и металлических листов используют офортные станки. Для отпечатка с литографского камня -- используется литографский печатный станок.

Для выбирания краски с печатной поверхности  используют, начиная от простой ткани, до всевозможных специфических материалов: спички, стальная губка для чистки посуды, ушные палочки...

Ну и наконец, виды поверхностей, на которые отпечатывают оттиск: бумага, различные виды -- от простой до офортной, цветные бумаги, пластик, фанера, камень, стекло, металл, холст художественный и разные ткани. В общем, есть повод для фантазии».

Способы создания монотипии

«Первый способ, из самых простых, его еще называют -- «фрактальная монотипия».

Берете выбранную твердую поверхность, в творческом трансовом порыве наносите краску нужным вам инструментом, сверху накладываете  бумагу, продавливаете ее сверху руками или резиновым валиком. Плавно снимаете лист. Исследуете полученный оттиск. Как правило, этот способ достаточно трудно управляем. Особенно, если использовать водные краски: акварель, гуашь, акрил, темперу. Затем многие художники, всматриваясь в получившийся оттиск, пытаются увидеть какой-то образ, пейзаж, композицию и слегка дорабатывают оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии».

Следует заметить, что создание образа и расположение фрактальных узоров можно контролировать. Производится это с помощью расположения более текучей краски там, где должны проявиться фрактальные узоры. Важным является то, что узоры начинают проявляться при нарушлении пленки поверхностного натяжения, что происходит, когда работа отделяется от матрицы. Таким образом, направление ветвления фракталов можно контролировать с помощью направления отрыва работы. То есть если вы оторвете работу сверху вниз, то есть за верхний край, то фракталы скорее всего будут ветвиться в противоположном направлении.

Второй способ

Когда краска  наносится на пластины из металла или пластика, накладывается сверху бумага и производится оттиск с помощью оффортного или литографского станка. В этом приеме, как правило, чаще используют масляные и оффортные краски. Этот способ позволяет достаточно точно управлять творческим процессом и достаточно точно угадывать нужный творческий результат. Здесь можно создавать практически живописные  реалистичные произведения. Для того, чтобы на бумагу не приставало масло из краски, ее перед печатью смачивают водой!

Третий способ

Пишете художественное произведение масляными красками на холсте или картоне. Затем накладываете бумагу, ткань  или такой же холст -- аккуратно, а можно и не очень. Все зависит от Вашего темперамента.  Продавливаете бумагу, также используя различные приемы продавливания. Как показывает опыт, можно сделать до трех оттисков, и не один из них не будет повторять предыдущий. Получаются очень тонкие живописные вещи, которые можно доделывать уже поверх монотипии. Но это будет уже смешанная техника.

Четвертый способ

Этот способ требует от художника твердого уверенного рисования, так как исправления невозможны.

Берете пластик или стекло. Валиком накатываете нужное место или всю поверхность листа равномерным слоем краски, предварительно удалив лишнее масло из краски, выложив ее на некоторое время на газету. Все это приобретается опытным путем. Если вы не уверены в том, что можете сразу нарисовать и скомпоновать произведение на листе, то,  до того, как вы положите его на краску,  легкими движениями простого карандаша можете  наметить основную композицию и после этого, не придавливая, опускаете лист на накатанную краской поверхность. А далее начинаете рисовать то, что наметили, работая карандашом, простой ручкой, черенком от кисточки -- все зависит от толщины линии, которую хотите получить.

Руками на бумагу желательно не опираться. Выполнив свои экзерсисы на бумаге, аккуратно снимаете лист.

Как и любой из видов монотипий, его можно доработать и завершить работу, уже видя, что с ней происходит.

Пятый способ.

Наливаете в фотованночку воду. Берете типографские краски, разводите их в разных баночках до жидкого состояния бензином или специальным растворителем. Потом берете кисти и, в зависимости от  внутреннего живописного состояния, брызгаете краски на воду, регулируя, какого цвета необходимо больше или меньше. А далее начинается самое интересное: перемешивая краски черенком кисти, можно увидеть тот неповторимый узор, который, как вам кажется, необходим.

Надо работать быстро, но аккуратно: накладываете лист бумаги на воду, а потом только, как бы по дуге, второй край. И так же его надо снимать: сначала один, а потом по дуге второй. Перемешиваясь в воде краски создают удивительные живописные сочетания, как в калейдоскопе.

Ну и шестой способ -- смешанная техника

Когда за базу берется созданная монотипия и потом дорабатывается различными другими материалами: пастель масляная, сухая, акрил, масло, темпера, фактурные пасты и так далее.........

Другим вариантом акварельной монотипии может быть следующий.

В этом случае порядок работы будет иным. Делаете рисунок карандашом. Накрываете его обезжиренным стеклом, хорошо промытым теплой водой с мылом и досуха вытертым. Работаете по стеклу не очень жидкими акварельными красками и даете им высохнуть. Смачиваете водой чистый лист бумаги и, дав ему чуть-чуть «подвинуть», накройте им стекло. Притираете бумагу к стеклу (как в случае с масляными красками) и осторожно снимаете оттиск.

0

2

http://www.arinadaur.ru/picture/rsd_monotypy3_b.jpg

0

3

А что же такое – монотипия?
Монотипия: моно – один, типус – отпечаток (греч.)
Эта графическая техника максимально пробуждает фантазию и интуитивное образное мышление.

Вот уже много лет меня не перестает удивлять и восхищать работа над художественным образом, где главным инструментом является зрение.  С рождения дано нам великое, неоценимое счастье – зрение. Через него мы получаем моментальную и глубинную информацию. Визуальная память огромна, а фантазия, зрение и генетическая память дают художнику возможность смоделировать новый  условный мир.   

В детстве, когда фантазия свободна и беспечна, когда есть время смотреть в небо, мы видим не только проплывающие облака, освещенные солнцем воздушные объемы, но находим там все образы, навеянные реальностью и сказками, которые являют собой еще почти неразрывное целое.

Что за работу совершает зрение и сознание?

Давайте создадим ситуацию хаотически-живописного пятна намеренно. Возьмем небольшой лист бумаги, темную краску или тушь, тонкие и средние кисти, бумагу  различной фактуры – гладкую, лощенную, пористую. Свободно нанесем краску на бумагу и, пока она не высохла, коснемся другим листом. Далее – варианты разные. Можно листы разнять резко, или плавно вращая. Результат получения зеркальной красочной пары будет различным. Открыв, вы обнаружите два неповторимых зеркальных живописно-графических пятна. Основа для полета воображения готова.

Разнообразие тончайших тональных переходов в этих пятнах, удивительное сочетание различных фактур, дают возможность увидеть то, на что настроен в данный момент художник. Стоит лишь повернуть лист с красочным пятном в ту или иную сторону, и явятся новые образы. В одном случае  ориентиром может служить ощущение масштаба, и  возникнет пейзаж. Нарисуйте крохотную птичку рядом с пятном, и оно превратится в горный хребет или берег моря. Дайте намек на крохотное  деревце, и ваши  глаза прочтут миниатюрный пейзаж. Если вы увидели направленное движение в пятне, оно в состоянии превратить эту ассоциацию в танец,  и тогда можно расшифровать намек на стиль, почувствовать характер, найти портреты друзей или увидеть мифологические персонажи.

Монотипия – это импровизация внутреннего мира в заданной ситуации. А, как известно, импровизацию нельзя достать из пустоты. Чем богаче внутренний мир, тем интереснее импровизация. Мы полагаемся на свою интуицию. Интуэри по-латыни означает «смотри зорко».

Есть тонкий момент в альянсе авторского вмешательства –  не испортить стихию графического пятна. Безусловно, выручает умение рисовать. Техникой монотипии свободно владеют многие художники, правда,  редко воспринимая ее серьезно, предпочитая волевые способы в изображении.

Создание монотипии – это не замена исследовательского рисунка, где карандаш способен изображать, изучая предмет и пространство, рисуя с натуры. Это, скорее, тренировка глаза на способность мыслить визуальными образами и благодарность к неповторимой единственности случая. Образно я вижу огромный хрустальный шар с тысячами тысяч плоских сияющих граней. Когда идет работа мысли, он начинает свое движение в разных направлениях с целью поиска той единственной грани, которая, встретившись с данным пятном, дает сияние лучика, озаряет наше сознание, и мы встречаемся. Дорогого стоят эти встречи. Как будто легкий намек дает подсказку сознанию. И воображение  достает из памяти образы, примеривает или отвергает их. И вдруг, как точный укол шпагой, – оп! – попадание в цель. 

Возможность увидеть образ в хаосе красочного пятна и довести его до убедительной поэтической реальности является практически «волшебством». Простота и легкость получения красочного пятна сопряжена с очень непростой задачей композиционного завершения, и здесь мне приходит на помощь школа живописи старых мастеров.

Окончив ЛВПХУ им. Мухиной, я занималась разлюбезной моему сердцу керамикой и никогда незабываемой живописью. Занятия монотипией были всегда тем, что англичане называют Take it easy («возьми легко»). Это напоминало мне графику японцев с их знаменитым стилем свободного запястья. Я стала ценить единственность касания кисти, понимая ценность мгновения. И вот наступил тот момент, когда я решилась выставить свои монотипии на суд зрителей. Этого бы не случилось, не наткнись я однажды на цитату Леонардо да Винчи:

«Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и  может показаться ничтожным и почти смехотворным, тем не менее, он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если  рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной хорошей форме…». Леонардо да Винчи «Суждения о науке и искусстве» - СПб, Азбука, 1998, с.58.

0

4

http://www.rarebook-spb.ru/upload/medialibrary/fdb/fdbc8458ae52e8cda53f2fb3e92f8161.png

http://www.rarebook-spb.ru/upload/medialibrary/4e1/4e1be4100f3a5c113682b73f8978210d.png

Вся работа производится на доске (металл или пластик), после печати никаких доработок и дорисовок не делается. Для произведений, выполненных в технике монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Отсутствие тиражей в монотипии восполняется спецификой фактуры и необычными эффектами.

При печати, на бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоёмка и требует большого количества материалов и терпения.

В монотипии, жидкие масляные краски наносятся на гладкую поверхность металлической или стеклянной доски. Краска наносится на поверхность различными инструментами: рука и пальцы художника, кисти, мастихины, различные шпатели, в том числе фигурные. Также применяются валики с различными фактурами.

http://www.rarebook-spb.ru/upload/medialibrary/9dc/9dc4f773ef19e67a210bb82a829dd871.png

http://www.rarebook-spb.ru/upload/medialibrary/f8d/f8d220b9ca7bf08aea1895d10e5de587.png

Единственный уникальный отпечаток получается под давлением на станке.

http://www.rarebook-spb.ru/upload/medialibrary/18e/18e91e9f654049985fcab2d57515f172.png

Монотипия часто применяется в соединении с офортом.
Впервые технику монотипии применил в XVII веке итальянский художник Джованни Кастильоне (1616-1670). Однако распространение монотипия получила только с конца XIX века. Среди наиболее известных мастеров, также: англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой.

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно «открыла» монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А. Добров, К.Е. Костенко, М.Н. Волошин, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Л.В. Яковлев, В.П. Белкин. Прославленными мастерами стали также её ученики-французы - Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью.
Крупные мастера русской и советской монотипии: Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто

0

5

http://files.adme.ru/files/news/part_61/613405/0.jpg

0

6

http://arts.in.ua/i/685/f_86562.jpg

0

7

http://arts.in.ua/i/314/f_62694.jpg

0

8

http://bibl.com.ua/pars_docs/refs/32/31636/31636_html_49b7c20e.jpg

0

9

http://arts.in.ua/i/685/21230.1966.jpg

0

10

Нюансы монотипии.

Говорит Валерий Сыров

…На чём делается монотипия? Руководств по монотипии не было. Кто-то из художников "баловался", но техника-то не тиражная, не интересно получать только один оттиск с печатной доски, когда в офорте печатай хоть сто с одной формы. Где-то я прочитал, что монотипия пишется на металлической пластине. Пробовал - не понравилось. Всё хорошо, но цвет контролировать очень сложно, особенно, когда любишь тонкие цветовые отношения, "валёры". Почему? Металлическая доска имеет свой собственный серо-стальной цвет с характерным блеском. Что-то вдруг стукнуло в голову: а не попробовать ли белый пластик? Первую доску я вырезал из столешницы старого кухонного стола. Располировал. Нарисовал. Отпечатал. Понравилось! С тех пор работаю только на пластике.
Кстати, разный пластик "отдаёт" краску по-разному, и нужно искать то, что подходит. Использовать можно прозрачный плексиглас, подложив под него белую бумагу. Можно писать на грунтованном картоне, получая эффект холста. Краски обыкновенные масляные. Люблю старые ленинградские, они тонкотёртые и дают прозрачность, нежный акварельный эффект. Пользуюсь и типографской краской. Пробовал делать монотипию акварелью, но не понравилось. Акварель быстро сохнет на доске, краску нужно разводить с мылом, чтобы потом легко снялся оттиск. Да и акварельные оттиски, как ни странно, не дают "акварельности". Получается сухой жесткий отпечаток. Разбавители тоже могут быть разными: керосин, пинен, скипидар и т. д. Главное, чтобы работа на доске не сохла слишком быстро. В конце концов я научился работать над изображением в течение суток. Опять-таки экспериментально добавляя в разбавитель такие компоненты, которые приостанавливают высыхание : глицерин, пару капель машинного масла. касторку и прочее. Можно посоветоваться с химиками.

И за работу!..

Чем хотите, тем и пишите. Кисти обыкновенные. Особенно люблю широкие и тонкие кисти, и плоские, и круглые, из искусственного волоса. Они упруги, хорошо держат краску. А можно использовать щетинные старые стёртые кисти для передачи различных фактур. Поскольку работать приходится на гладкой, идеально отполированной поверхности, нужно приспосабливаться - это вам не холст и не бумага! Кисть скользит, краска не всегда ложится как надо. Но в чём плюс? Ну не получается, что хочешь - возьми тряпочку и сотри. Доска или неудачное место на доске снова чистые. Работай дальше. Поэтому оттиск всегда свежий. Попробуй в акварели поисправлять - замучаешь бумагу, да и "пот" виден, а акварель этого не любит.

…Так вот, кроме кисти, в зависимости от настроения и задачи я применяю различные подручные средства: кусок стекла для получения фактуры "на отлип", кусочки линолеума вместо шпателей. Нравится работать при помощи использованных телефонных пластиковых карточек. Нарезаю из них "шпателёчки" различной формы. Применяется заточенная деревянная палочка, да и черенок кисти. Один из любимых инструментов - тампон их капронового чулка. Белила в монотипии традиционно не применяются, как и в акварели. Белые места получаются за счет удаления красочного слоя. Хотя... Сергей Сыров (Крыллер) очень даже применяет, и успешно. Получается, и неплохо. Так что нет здесь табу - твори, выдумывай, пробуй...

Те, кто хотят заняться монотипией, могут найти в инете большое количество материала - от исторической справки до описания технологий. Поэтому я пишу всего лишь о собственном опыте. Несколько слов об опасностях, подстерегающих начинающего монотиписта. Вы помните о том, что отпечаток будет зеркальным отображением вашей работы? Забыв об этом, с изумлением будете рассматривать собственную подпись на непонятном языке в другом углу картины, лошадь развернётся и поскачет в противоположную сторону, а знакомый пейзаж, особенно городской, кардинально изменится. Левосторонняя и правосторонняя композиции ещё ждут своего исследователя. Пересмотрите на досуге, взяв в руки зеркало, знакомые с детства картины... Меня впечатлили "Проводы покойника" Перова: скорбная процессия возвращается с гробом домой. Это относится к любому виду эстампа, и профессионал-то держит такое в голове, а новичок... Вот и попробуй написать тут что-то с натуры, чтобы композиция "держалась". О пленере и говорить нечего: от станка далеко не отойдёшь!

Второе предупреждение. Уважаемые "коровинцы", пастозная живопись в монотипии не пройдёт! Густой мазок расплющится под давлением вала, и вы получите бесформенные красочные пятна. Радуйтесь, бедные любители лессировочной живописи: дорогую по нынешним ценам краску вы сэкономите.

Хорошо это или плохо, в монотипии присутствует элемент случайности. Далеко не всегда оттиск получается таким, как на доске. Это зависит и от давления, и от свойства красок. И вот ещё что: мазок, нанесённый сверху на доске, оказывается при печати внизу, ближе к бумаге. А как досадно бывает, когда на доске работа сияет, и видишь ну прямо-таки шедевр, а отпечаток не получается - краска пересохла и не хочет переходить на бумагу! Дави не дави - всё бесполезно. Значит, не судьба шедевру увидеть свет. Ничего, в следующий раз осчастливите мир. Бывает и так, что работу сделаешь за считанные минуты, и получится, по словам одного поклонника моего творчества: "Это - как выдох". В работе всё есть. Пытаешься повторить - не получается.

Доска готова, начинаем печатать. Аккуратно кладём работу лицевой стороной вверх на талер печатного станка. Накладываем сверху слегка увлажнённую бумагу, прикрываем куском плотной ткани (фетр, шинельное сукно) и прокатываем при слабом давлении. Отгибаем уголок бумаги и смотрим на оттиск. Если отпечатывается слабо, усиливаем давление. Вот и всё. Монотипия готова.

Добавить к вышеизложенному можно, пожалуй, лишь то, что в монотипии одной из возможностей является использование трафарета. При этом следует учитывать композиционные моменты формы трафарета. Трудноуправляемым, но очень зрелищным эффектом при использовании трафарета является затекание краски. Контролировать его можно при помощи вариации толщины и разжиженности красочного слоя у границы трафарета.

Заключение

В заключение - о прикладных аспектах монотипии, в каких сферах она может быть использованна и т.п.

Во-первых, хотелось бы сказать о монотипии как об отдельной технике графического листа. Графическим листом, выполненным в технике монтипии, считается исключительно оттиск, получаемый при печати. Все остальное, каким бы оно ни было, - смешанная техника - любые доработки после оттиска превращают графический лист в таковую. Это именно выделяет монотипию в качестве отдельного искусства. (рис. 1, 2, 3)

Смешанные техники с использованием монотипии имеют возможность самого разнообразного приложения. Монотипный оттиск может быть использован в создании графического листа. В частности, на большой графический лист может быть нанесен прозрачный монотип через трафарет, или при создании фактуры могут быть использованы различные печатные формы и цвета. Так же вариантом использования монотипии в смешанной технике может быть штамп.

Монотипия в смешанной технике может использоваться и в декоративном искусстве.

Кроме того, замечательные живописные работы можно получать при использовании масляной монотипии. (рис. 6, 7)

Смешанная техника монотипии и компьютерной графики имеют большой потенциал, но недооценены в графическом дизайне. (рис 4, 5)

Таким образом, монотипия - эффективная и интересная графическая техника с большими возможностями, простором для фантазии и творческого исследования.

0

11

http://www.linteum.ru/article41.html    мастер класс

0

12

http://impres-paint.ru/wp-content/uploads/2009/12/ambassador-thumb.jpg

Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»).

0

13

Монотипия существует давно, более трехсот лет. Впервые применил эту технику в XVII столетии итальянский художник Джованни Кастильоне.

Для произведений, выполненных в технике Монотипии, характерны тонкость цветовых отношений, плавность и мягкость очертаний форм, что внешне сближает монотипию с акварелью. Техника монотипии известна с 17 в., однако распространение получила только с конца 19 в. Среди наиболее известных мастеров: итальянец Джованни Кастильоне (1616-1670), англичанин Уильям Блейк (1757-1828), француз Эдгар Дега (1834-1917), соединивший монотипию с темперой («Концерт в кафе "Амбасадор"»).

При этом виде графики получается один оттиск (моно) на бумаге со стекла (листа меди и др.), на которое нанесены краски. Сверху помещают лист бумаги и прижимают его к поверхности. На бумаге образуется оттиск с необычными узорами, которые не могут быть повторены художником. Образ на оттиске носит случайный (стоха) характер. Художник после печати выбирает те оттиски, которые удовлетворяют его по эстетической привлекательности и сюжету. Из многих оттисков выбираются лишь совсем немногие. Поэтому художники редко используют технику монотипии: она довольно трудоемка и требует большого количества материалов и терпения.

Появление монотипии в России связано с именем Елизаветы Сергеевны Кругликовой, заново «открывшей» эту технику в начале XX века и создавшей собственную школу. В начале ХХ века русская художница Елизавета Кругликова, работавшая над цветным офортом, самостоятельно «открыла» монотипию. Лирические созерцательно-спокойные пейзажи, букеты роз, ромашек, маргариток сразу вспоминаются при упоминании имени художницы. Её парижская мастерская была притягательным центром, где учились и работали М.А. Добров, К.Е. Костенко, М.Н. Волошин, И.С. Ефимов, Н.Я. Симонович-Ефимова, Л.В. Яковлев, В.П. Белкин. Прославленными мастерами стали также ее ученики-французы Моро и Дюнуайе де Сегонзак. После 1914 года Елизавета Кругликова жила в России, продолжая заниматься педагогической деятельностью. Увлеченность офортом и энтузиазм мастера передавался ученикам — многие из них стали работать в цветной гравюре и монотипии благодаря ее руководству.

В ХХ веке художники обращались к искусству монотипии в те периоды своего творческого развития, когда их особенно интересовал цвет и фактура материала. Так, в 1932 году талантливый ученик Е. Кругликовой Юрий Великанов создал цикл монотипий, посвященных строительству электростанции на реке Свирь. Черно-белые и красочные листы отражают напряженные поиски в области цвета и композиции, сохраняя непосредственность и живость восприятия.

Крупные мастера русской и советской монотипии: Е. С. Кругликова, А. В. Шевченко, Р. Н. Барто.

В семидесятые годы прошлого столетия американский математик Беноит Мандельброт написал книгу по фрактальной геометрии (Benoit Mandelbrot, The Fractal Geometry of Nature, 1983). Она сразу же стала бестселлером в научном мире, а самого его автора стали величать «Эвклидом ХХ века». Не будем углубляться в дебри математики, а лишь отметим, что под фракталами понимаются геометрические фигуры, состоящие из последовательно уменьшающихся фрагментов, повторяющих (хотя бы приблизительно) исходную фигуру. Мандельброт показал, что большинство объектов природы и космоса являются фракталами (растения, облака, горы, береговая линия, снежинки, галактики и др.). В этой книге (ее еще называют манифестом Мандельброта) есть интересный рисунок - фрагмент картины «Потоп» Леонардо да Винчи, на котором Мандельброт обнаружил фрактальные структуры.

В 2000 г. была установлена фрактальная природа значительной части монотипий и введен термин «фрактальная монотипия».

Фрактальная природа монотипии была обнаружена химиком В. М. Лившиц и математиком В. В. Скворцовым, независимо друг от друга. Ими же был предложен и термин «фрактальная монотипия». В 1981 г. в г.Кохтла-Ярве (Эстония) состоялась первая выставка фрактальных монотипий художницы Леа-Тути Лившиц (1930-1999). Этот вид монотипии художница называла стохатипией.

Таким образом, монотипию можно отнести к фрактальному искусству, причем получаемому не на компьютерах (компьютерная графика), а физико-химическим способом. Возможно, фрактальная пленочная химия найдет применение не только в искусстве.

0

14

Монотипия — уникальная нетиражная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи

Монотипия — Техника свободы и Божественного вмешательства!
Монотипия: Два слова: «моно» и «типия». Монотипи́я (от «моно» - один и греч. «τυπος» — отпечаток, оттиск, касание, образ...) — вид печатной графики.

Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание...... наверное, можно найти много еще словесных аналогов. Но, главное, это художественное произведение, выполненное за один прием!

Первыми монотипистами, наверное, были еще древние люди, оставившие следы отпечатков своих рук на стенах своих пещер... Лик Христа на плащанице — тоже своего рода монотипия! Можно найти много всевозможных вариантов монотипии в природе...

В современной художественной жизни монотипия относится к графической технике. Многие мастера-графики экспериментировали в этой технике. Но, к моему удивлению, к ней, как к отдельно взятой технике, относятся как к чему-то несерьезному! С этим пришлось столкнуться когда я учился в художественном заведении... А при внимательном рассмотрении данная техника таит в себе необычайно богатые возможности с приятным элементом свободы и ожидания того непредсказуемого результата, который получается. Но тот, кто поработал в этой технике немного больше, смело скажет, что непредсказумостью вполне можно управлять и получать великолепные графические листы.

0

15

http://www.monotypy.ru/images/1229438020.jpg

0

16

Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна. Это та тонкая материя, которая сейчас почти утеряна в изобразительном искусстве. На сайте мы готовы поделиться своими находками, поговорить о метафорическом языке изображения.

P. S. Исследователь графического искусства П. Е. Корнилов сказал: «В монотипии могут работать люди с художественным темпераментом, изощренным глазом, смелой рукой и тонким артистическим вкусом». Попробуем соответствовать.

0

17

http://2.bp.blogspot.com/_vfZQgeRaurA/TLItZcmPAaI/AAAAAAAAYFo/C77hpv-0DHc/s1600/6.jpg
http://1.bp.blogspot.com/_vfZQgeRaurA/TLItuf5GXAI/AAAAAAAAYGc/GLVoq3tGeV8/s1600/19.jpg
http://1.bp.blogspot.com/_vfZQgeRaurA/TLItZumzCnI/AAAAAAAAYFw/rLK-Dcc1MCQ/s1600/8.jpg
http://3.bp.blogspot.com/_vfZQgeRaurA/TLItjUvFm0I/AAAAAAAAYGI/zIISsIYfGc4/s1600/14.jpg
http://4.bp.blogspot.com/_vfZQgeRaurA/TLItthmPEDI/AAAAAAAAYGM/HqzF_v8p_Kk/s1600/15.jpg
« Арина Даур (Arina Daur) - петербургский художник, керамист. Родилась в 1958 г. в Краснодаре.
Окончила декоративно-прикладное отделение ЛВПХУ им. Мухиной по специальности «стекло и керамика».
Художник декоративно-прикладного искусства. Член Союза художников Санкт-Петербурга. С 2000 г. − Член Союза художников России.

Автор статей и методических разработок в области изобразительного искусства, преподаватель художественной школы в Пушкинских Горах.

Работает в различных жанрах, занимается керамикой, куклами, живописью, графикой, иллюстрацией книг, батиком, но главное её дело – это монотипия.

Во время персональной выставки Арины Даур в 2002 году, проходившей в здании Совета Европы (г. Страсбург, Франция), ее назвали «королевой монотипии».»
« Arina Daur is an artist, a member of the Russian Artists’ Union, Vice-Rector of the "Academia" Graphic Arts Center. She has organized international Monotype Festivals. In 2002, she was awarded the title of “Queen of Monotype” at an exhibition at the Council of Europe in Strasbourg.
http://3.bp.blogspot.com/_vfZQgeRaurA/TLIt8R2qxzI/AAAAAAAAYGs/I4rLuPq4PdU/s1600/Арина+Даур.jpg
http://3.bp.blogspot.com/_vfZQgeRaurA/TLIttrhA02I/AAAAAAAAYGQ/urOb6X-kCUg/s1600/16.jpg

0

18

http://2.bp.blogspot.com/_vfZQgeRaurA/TLItOa80n6I/AAAAAAAAYFU/RG7HMiOvAM0/s1600/1.jpg
http://3.bp.blogspot.com/_vfZQgeRaurA/TLItOpj62MI/AAAAAAAAYFc/h-qEgOvKIoA/s1600/3.jpg

0


Вы здесь » Живопись » Техника рисования » Монотипия