Пастельные мелки
Давайте познакомимся с пастельными мелками.
Они имеют цилиндрическую форму; диаметр обычно 1 см, длина 9 см. Если потереть мелком об основу, на ней остается слой красочной пыли, которая проникает между волокнами бумаги.
Пастельные краски — укрывистые, непрозрачные, их можно смешивать прямо на основе, накладывать один тон на другой. Они позволяют писать светлым по темному и наоборот. Но главной особенностью пастели является легкость, с которой она растушевывается (например, просто пальцем или эстомпом), что позволяет создавать тонкую игру света и тени.
Известные фирмы предлагают широкий ассортимент наборов пастельных красок, различающихся количеством цветов и оформлением: от картонных коробок с 12 основными цветами до роскошных наборов из 180 цветов.
Среди такого разнообразия легко выбрать себе набор по вкусу и по карману. В зависимости от потребностей художника, бывает вполне достаточно набора из 18, 24, 36 или 48 цветов, которые при желании можно дополнить мелками, купленными поштучно (очень удобно!).
Иногда на коробках (особенно иностранных производителей) указывают гамму. Существуют две цветовых гаммы:
гамма Р (от англ. figure) с набором красок, предназначенных для работы над портретами;
гамма L (от англ. landscape) — для пейзажей.
Существует множество марок высококачественной пастели, позволяющих добиться отличных результатов. Однако в силу привычки или из особого расположения художники чаще всего пользуются пастелью какой-либо одной марки.
Действительно, богатство оттенков, предлагаемых крупными фирмами, столь велико, что, выбрав однажды одну из марок, обращаться к другим уже не имеет смысла.
Бывает и так: какая-либо марка пользуется в одной стране большей известностью, чем в другой, но это далеко не всегда дает правильное представление, о ее качестве. Либо пастели разных марок можно использовать для рисования в рахных техниках, если ваш любимый производитель не выпускает нужный вам вид пастели. Мне, например, очень импонирует Подольская пастель, слегка жирноватая, и очень укрывистая.
Постоянная работа с красками одной и той же марки имеет свое преимущество: художник всегда знает, какими цветами он располагает, а это очень важно, когда требуется подобрать определенный тон, заменить один оттенок другим или, наконец, найти нужную гамму с теплой или холодной доминантой. Иногда бывает, что, попробовав тот или иной цвет, художник открывает его для себя. Затем он подбирает соответствующую гамму оттенков. Так он находит свою палитру, изредка дополняя ее какими-либо оттенками. И каждый раз, когда подобранная таким образом палитра позволяет добиться желанного результата, художник переживает счастливые мгновения, знакомые тем, кто когда-либо создавал что-либо значительное.
Обычно пастельные мелки служат долго. Например, такие цвета, как кармин, желтый, фиолетовый, употребляются нечасто, в особых случаях. Поэтому мелков этих оттенков хватает надолго.
Земляные краски, зеленые, синие, охристые, напротив, расходуются очень быстро. Чтобы всегда иметь полный набор оттенков, их приходится постоянно докупать. Это относится и к белилам: они расходуются так же быстро, как и при живописи маслом.
Ближайшие родственники пастели — масляная пастель и восковые цветные карандаши.
Масляную пастель разводят растворителями для масла (скипидар и очищенное льняное масло), чтобы затем работать кистью. Но это уже совсем другая история.