Живопись

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Живопись » О холсте » ДРЕВЕСИНА


ДРЕВЕСИНА

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Древесина — природный органический материал, основной компонент которого — целлюлоза (вещество, стойкое к воде, спиртам, эфирам). Прочие компоненты — гемицеллюлоза и лигнин (менее химически стойкие вещества), смолы, растворимые в воде и растворимые только в пинене и других органических веществах, дубильные вещества — таннин, органические соли щелочноземельных металлов (Са, К, Na и др.). Вода — неотъемлемая часть древесины — находится в ней в трех состояниях: капиллярная, или свободная, она заполняет внутренние каналы, полости клеток, межклеточные пространства; гигроскопическая, или связанная, — пропитывает оболочки клеток и межклеточные пространства; химически связанная — входит в химический состав веществ, образующих древесину. Строение древесины волокнистое. Волокна прочно связаны между собой. Волокнистость строения обусловливает неравномерность свойств древесины вдоль и поперек волокон. Особенно это сказывается на влагообмене древесины. Например, через поперечный — торцевой — срез влага проникает и испаряется в 20—30 раз интенсивнее, чем через продольный. При набухании древесины влагой и испарении влаги происходит деформация волокон. Они расширяются в поперечном сечении (набухают) и сужаются (усушиваются). Причем вдоль волокон линейные размеры колеблются от 0,1 до 0,3%, а в поперечном — в целые доли процентов. Например, линейные размеры ствола древесины колеблются в радиальном сечении (проходящем через среднюю часть ствола к его краям) в пределах 3—5%. А в направлении, касательном к годовым кольцам (в этом направлении обычно вырезают доски) — в тангентальном сечении — 6—10%. Анизотропность — основной недостаток древесины, он приводит к образованию трещин в самой древесине и щелей в изделиях, собранных из досок (ил. 6).http://www.art-con.ru/cons_come_butter_image/6.jpg

0

2

Различные породы древесины в силу химического состава и особенностей строения по-разному воспринимают и отдают влагу, следовательно, усыхают и набухают неодинаково. Поскольку древесина — органический материал, она подвержена поражениям и разрушениям биологическими организмами: бактериями, плесенями (микро- и макрогрибами), насекомыми (жуками-точильщиками) и др. Их жизнедеятельность разрушает древесину.
Покраска масляными красками, а возможно, и орнаментальные росписи по деревянной основе впервые описаны в манускрипте X—XI веков, составленном монахом Теофилом. В главе 20 «О красной окраске дверей и о льняном масле» он пишет: «Когда захочешь окрасить двери красной или иной краской, употребляй льняное масло... (далее в манускрипте сообщается способ извлечения и приготовления льняного масла. — В. Ф.). С этим маслом растирай миний или киноварь, а также другие краски на камне, без воды, и кистью наноси краску на двери или на доски, которые хочешь покрыть красной краской, и высушивай на солнце. Затем покрой в другой раз и опять высуши. Наконец, покрой лаком... (лак рекомендуется готовить из льняного масла и смол. —В. Ф.)». Возникает законный вопрос, на каком связующем расписывали исстари в России деревянные терема и, в частности, Коломенский деревянный дворец русских царей? К сожалению, от покрасок ничего не сохранилось. Одну из ранних сохранившихся росписей масляными красками непосредственно по деревянной основе можно еще видеть в домике Петра I в Санкт-Петербурге. Роспись выполнена, вероятно, к новоселью, которое состоялось 28 мая 1703 года. Снаружи домик Петра был покрашен по тесаным бревнам красной масляной краской и расписан белилами «под кирпич». Наличники окон и дверей по черному фону расписаны пестрыми гирляндами из роз, нарциссов и других цветов. На внутренней стороне одной двери — пейзаж, на другой — дворцовый интерьер. Краски положены тонкими слоями, а в завершение — фактурными мазками.
Следующей по срокам исполнения росписью по деревянной основе была часть декора стен Летнего дворца Петра I. На стенах Зеленой гостиной сохранились росписи на деревянных филенках. В Летнем дворце в 1714 году работали живописцы Петр Заварзин и Федор Матвеев.
Следующей, также петровского времени, росписью масляными красками непосредственно по деревянным доскам является декор филенок шатрового потолка в Вольере (Птичнике) в Петергофском парке. Роспись выполнена в 1721 году художником Л. Караваком. С Л. Караваком трудились и русские живописцы — А. Захаров, В. Брошевский, Л. Федоров, В. Морозов, И. Любецкий, Е. Моченов и другие. Все они, за исключением И. Любецкого, одновременно расписывали Монплезир в Петергофе.
Росписи масляными красками по деревянной основе встречаются не только в дворцовых павильонах, но и в церквах. Вспомним, например, росписи по деревянной обшивке кронштейнов под храмами Воскресенского собора войска Донского, построенного между 1751—1757 годами в станице Старочеркасской, и Рождественского собора Стародубского полка, построенного или перестроенного в середине XVIII века. Неизвестные, но, вероятно, местные мастера-живописцы украсили обшивки кронштейнов под хорами библейскими и евангельскими сюжетами по западноевропейским гравюрам. Доски, прикрывающие кронштейны сплошной обшивкой, были прибиты коваными железными гвоздями; продольные щели между досками заклеены лентами из холста. Мело-клеевой грунт, положенный на поверхность досок и холстяных лент, создавал ровную белую поверхность под роспись масляными красками. Живопись покрыта масляно-смоляным лаком. Росписи на деревянных, особенно бытовых, постройках, как и сами постройки, недолговечны в сравнении с каменными и кирпичными зданиями дворцов и церквей. О них не заботились так, как о дворцовых, отношение к ним было утилитарным, их легче было создать снова, чем поновлять. Поэтому и сохранились они до нашего времени в единичных экземплярах крестьянских домов, расписанных масляными красками. Так, уцелело несколько домов с традиционными крестьянскими росписями в Вельском районе Архангельской области. Среди этих росписей особое место по количеству и разнообразию мотивов принадлежит росписям «Олёшкиного дома», построенного во второй половине XIX века. В «Олёшкином доме» почти полностью сохранился до наших дней первоначальный живописный декор. Росписи выполнены по доскам хвойной древесины, поверхность которых проклеена животным (коллагеновым) клеем и покрыта тонким клее-меловым грунтом. Богатая орнаментальная роспись выполнена в соответствии с традициями росписей XVII—XVIII веков. Тематика росписи — портреты членов семьи, бытовые сцены из их жизни (ил. 18,19).

0

3

http://www.art-con.ru/cons_come_butter_image/18.jpg     http://www.art-con.ru/cons_come_butter_image/19.jpg

0

4

Пример более поздней росписи по деревянной основе с грунтом—роспись потолка одного из помещений костела в Мстиславле. Она исполнена в 1910 году художником Душеком, подпись которого обнаружена при реставрации. Основой росписи служат доски из хвойной древесины. Стыки досок перекрыты наклеенным холстом. Поверхность под роспись строгана скобелем и проолифлена под меловой грунт. Связующее грунта из коллагенового клея с маслом — эмульсионное, наполнитель — мел. Грунт двухслойный, толщина его достигает 5—6 мм, что объясняется неровностями в подшивке потолка. Роспись выполнена масляными красками по равномерной общей покраске всей плоскости потолка одним
светлым колером. Поверхность росписи первоначально была покрыта лаком. В годы Великой Отечественной войны здание почти погибло. Потолок с росписью обрушился. Очень сложную реставрацию и восстановление утраченных частей росписи потолка пришлось проделать художникам-реставраторам Белорусской СНРПМ (ил. 80—86).
http://www.art-con.ru/cons_come_butter_image/80.jpg      http://www.art-con.ru/cons_come_butter_image/81.jpg

0

5

Несколько приведенных примеров из истории росписей по деревянной основе свидетельствуют о жизнеспособности древних русских традиций использования древесины в качестве основы под живопись.
Реставрация таких произведений представляет известное своеобразие, поскольку приходится учитывать, что при создании использовались различные материалы, применявшиеся как в станковой, так и в настенной масляной живописи.

0


Вы здесь » Живопись » О холсте » ДРЕВЕСИНА