Живопись

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Живопись » Техника рисования » Карандаш


Карандаш

Сообщений 1 страница 14 из 14

1

Техника рисования карандашом: про карандаши

Техник рисования на самом деле существует немало (столько, сколько и художников, потому что каждый из них может смело заявить, что у него своя собственная техника, и будет, кстати, прав), например, Вы можете рисовать простыми карандашами различной мягкости, а можете красками- масляными, гуашью, акварелью. И в каждом случае приёмы рисования (например, как положить краску или в какую сторону будут смотреть штрихи на рисунке) будут разными.

На самом деле выделяют два основных вида изобразительного искусства: живопись и графика. Хотя первой следует писать всё- таки графику, потому как именно она стоит у истоков большинства произведений искусства, потому как все они начинались с карандашных набросков или эскизов, то есть с графики. Если же мы обратимся к услугам словаря, то найдем там такие определения слов " графика ” и " живопись ” :

Живопись – вид изобразительного искусства. Пигмент или краска наносятся на какую-либо поверхность: стену, холст, бумагу или дерево. Живопись появилась еще в доисторические времена. В период раннего средневековья основным видом живописи стало украшение рукописей. В Романский период создавались многочисленные фрески. В Византийской империи и России родилась традиция иконописи на деревянных досках. Классический подход к живописи просуществовал начиная с эпохи Возрождения до ХХ века, когда возникли совершенно другие концепции и, в частности, абстрактное искусство.

Графика – под графикой обычно подразумевают рисунок и гравюру. До сих пор не утихают споры, следует ли относить акварель к живописи или считать ее графикой. В любом случае графика включает в себя все многочисленные разновидности гравюры. В последнее время особое развитие получил новый вид графики, связанный с развитием новых технологий – компьютерная графика.

Нельзя оставлять без внимания тот факт, что в основе графики лежит все- таки простой карандаш, о котором мы с вами сейчас и поговорим.

Я думаю, что каждый знает, что представляет из себя самый обычный простой карандаш и что карандаши делятся на твердые и мягкие. Но возможно не все знают в каком широком пределе. Я узнала, что есть карандаши мягкости 9В, только когда всерьёз решила заняться рисованием и прочитала первую в своей жизни книгу, обучающую рисованию карандашом. На самом деле у нас в продаже в магазинах есть карандаши от 9Н до 9В. Теперь для самых "маленьких” напомним, что буква "Н” означает, что карандаш, который вы держите в руке, ТВЕРДЫЙ, и чем больше цифра, написанная перед этой буквой, тем тверже грифель в карандаше, тем тоньше и светлее линия, которую можно сделать при помощи этого карандаша. Твердые карандаши художниками используются редко, в основном эти карандашики для черчения. Буква "В” означает, что карандаш МЯГКИЙ, соответственно, чем больше цифра перед буквой "В”, тем мягче карандаш. Ну а буквосочетание "НВ” говорит нам о том, что карандаш ТВЕРДО- МЯГКИЙ, и никаких цифр там быть не может, потому как этот карандашик переходный между твердыми и мягкими. Таким образом, для большей наглядности, расположим наши карандашики от самого твердого до самого мягкого : 9Н- Н -> НВ -> В- 9В.

Художники используют обычно карандаши от НВ до самого мягкого. и это потому, что ими просто-напросто удобнее сделать нужной толщины и насыщенности линию, дать нужный тон или усилить тени. К тому же , мягкие карандаши удобнее затачивать нужным образом, так как грифель мягкого карандаша толще, нежели твердого:

http://dz83.at.ua/Lessons/karandash_urok/001.jpg

0

2

Сочетая карандаши разной мягкости в одном рисунке, можно добиться потрясающих результатов

http://dz83.at.ua/Lessons/karandash_urok/002.jpg

0

3

Для набросков или эскизов используется один карандаш, обычно Н, НВ или В. Хотя в конечном счете, Вы сами, попробовав рисовать разными типами карандашей, выберете для себя любимый.

Карандашей на прилавках наших магазинов несметное множество. Как же из этого выбора выбрать то, что надо? Есть разные параметры, по которым можно выбрать себе карандаши. Во первых, они есть фирменные, например CONTE, DERWENT, LYRA, и других фирм, или же этакие безликие карандашики в коробочках или без, с надписью "Маде ин Чина” – их я советую брать в последнюю очередь. Поверьте, разница есть! Я, например, предпочитаю использовать для набросков под пастель карандаши CONTE "Revolution” B или HB, такие зелёные, а на коробке нарисован монстр, который никак не может перегрызть этот самый карандаш. Рисунки я предпочитаю делать более мягкими карандашами, а в последнее время я рисую ГРИФЕЛЕМ – это карандаш без его "деревянной рубашки”. Такие грифели еще называются ТОНАМИ. Эта техника сродни рисованию УГЛЕМ или пастелью черного цвета. Но до угля мы еще доберемся…

Еще одно. Иногда на карандашах вы можете увидеть не буквы В или Н, а самые обычные цифры 1, 2, 3,… Они означают тоже самое, что и буквы, но сделаны такие обозначения для детских карандашей:

http://dz83.at.ua/Lessons/karandash_urok/003.jpg

0

4

http://dz83.at.ua/Lessons/karandash_urok//004.jpg
Что мы с Вами теперь имеем? Правильно заточенный карандаш, точилку и лезвие ( скальпель или нож – только поосторожнее с ними!). Теперь пора бы обзавестись и тем, на чем мы будем рисовать. Я говорю не про стол, хотя и он нужен, иначе мы будем делать дырки вместо рисования, а про лист бумаги. Какого он будет размера – это Ваше дело, потому как о форматах типа А4, А3, А2 и так далее я говорит здесь не буду, потому как, во- первых- размер бумаги для художника не имеет первостепенного значения, так как сейчас можно заказать раму любого размера, а во вторых,- сколько раз у меня было так, что рисунок, сделанный на "стандартной” бумаге размером А4 не влезал в "стандартную” раму размером А4 или, наоборот, рама оказывалась большая! Цвет бумаги ограничен лишь Вашей фантазией, единственное, о чем осталось упомянуть, так это о том, что бумага тоже бывает разная: АКВАРЕЛЬНАЯ – для рисования акварелью, БУМАГА ДЛЯ ЧЕРЧЕНИЯ или ВАТМАН – это бумага для чертежей: на обоих этих типах бумаги карандашом рисовать сложно, но можно. А есть альбомы с обычной БУМАГОЙ ДЛЯ РИСОВАНИЯ или JOONISTUSPLOKK (не перепутайте с joonEstusplokk, пожалуйста, так как это и есть бумага для черчения)- вот за ними то и надо охотиться. Есть еще несколько видов бумаги, о которых будет полезно знать. И, наконец, бумага, как и карандаши, бывает фирменная и самая что ни на есть обычная, но тут я не берусь советовать, потому что в конечном счете, художник может рисовать на чем попало и чем попало

http://dz83.at.ua/Lessons/karandash_urok/005.jpg

Для того, чтобы рисовать, нам надо: карандаши, точилка, лезвие, бумага и еще одна вещь, о которой я не упомянула – стирательная резинка (постарайтесь достать так называемую "клячку”- резинку, форму которой можно с помощью своих пальцев менять как захочется, как будто это пластилин

0

5

Техника рисунка

Огромное значение в изобразительном искусстве имеет система средств и способов передачи зрительных образов всех объектов реального мира. Мастерское исполнение рисунка или картины соответствующими техническими средствами не оставит равнодушным никого. Бывают, конечно, исключения, когда блестящее внешнее исполнение прикрывает откровенно равнодушную позицию художника, и тогда зритель разочарованно воспринимает даже эффектность и артистизм линий, штрихов, красочных мазков. Следовательно, произведения искусства сочетают как глубокое жизненное содержание, так и совершенную художественную форму.

Под техникой рисунка понимается система графических средств и технических способов (приемов), которую рисующий использует в своей работе по созданию специфических изображений, выполняемых с учебными либо творческими целями.

Овладение техникой рисунка немыслимо без организации рабочего места — от наличия карандаша и бумаги до выбора точки зрения на натурную постановку. Упущение какого-то элемента, а они все важны, нарушает необходимый распорядок занятия и уводит рисующего от налаженного ритма работы.

Вы обязаны всесторонне и придирчиво оснастить себя всем необходимым для предстоящей работы с натуры: два специально заточенных карандаша (ТМ, М), мягкая резинка, плотная белая бумага, прикрепленная к мольберту — подставке для рисования сидя (рис. 9).

http://hudozhnikam.ru/osnovi_risunka/ris9.jpg

0

6

Расстояние между вами и натурной постановкой всегда должно равняться примерно трем размерам рисуемого предмета, а от вашего глаза до перпендикулярно к нему расположенного листа бумаги — длине вытянутой руки. Такие интервалы являются оптимальными.

Освещенность рабочего места также имеет значение, ибо рисунки в отличие от живописи часто выполняют при искусственном свете. Старайтесь расположиться по отношению к источнику света так, чтобы он находился слева и несколько впереди.

Итак, учебные рисунки в наших условиях выполняются графитным карандашом. Техника работы этим инструментом для рисования имеет свои достоинства, выражающиеся в немедленном применении, в оставлении на бумаге любых по толщине линий, в реакции на малейшее изменение давления или направления движения руки рисующего, в исправлении рисунка резинкой в какой угодно момент работы.

У графитного карандаша есть некоторые незначительные минусы: металлический блеск следа, сравнительно медленное заполнение тоном поверхности бумаги, относительно слабые возможности создания богатства и глубины оттенков тона и разнообразнейших градаций фактуры. Но тем не менее графитный карандаш остается незаменимым средством учебного рисования. В заточке карандаша особых рекомендаций нет. Здесь вы можете сообразовываться со своим умением.

Вопрос о том, как держать карандаш в руке, не праздный, ибо это связано с принципами и правилами построения рисунка, а также дальнейшей проработки деталей рисунка, приведения его в окончательный вид. В самом начале работа ведется почти вытянутой рукой, когда положение инструмента совершенно немыслимо, если держать его как ручку при письме, а требует навыка размещения карандаша, свободно лежащего между тремя пальцами (рис. 10). И наоборот, при проработке рисунка карандаш невозможно держать иначе, а только как при письме. При разных способах положения этого инструмента ваша кисть не должна напрягаться и вообще вся рука — не утомляться, если взять за основу свободное и легкое движение её: от плеча до минимального вращения запястья.

Самое основное в технике рисования — это, конечно, стремление рисовальщика показать в работе карандашом на бумаге все возможное разнообразие линий, штрихов, тональных пятен, из сочетания которых складывается индивидуальная манера исполнения, смело и неповторимо выраженная в законченном рисунке. Путь к такой манере, естественно, длинный и трудный, связан с волей, многократными усилиями, где не должно быть места разочарованию при первых неудачах.

http://hudozhnikam.ru/osnovi_risunka/ris10.jpg

Каждому из вас придется упражняться в многократном проведении карандашным грифелем на бумаге самых разных линий — узких и широких, длинных и коротких, прямых и кривых, ломанных и извилистых, непрерывных и прерывающихся, с нажимом разной силы, вверх, вниз, вправо, влево с наклоном «к себе» и «от себя», и т.д.

Рисующий должен добиться в изображении передачи светотеневых отношений натуры и имитации материальных поверхностей предметов, так называемой фактуры. Все это достигается средствами создания тона. При передаче тональности необходимы карандаши различной степени твердости и мягкости, а также бумага с той или иной зернистостью поверхности. Еще нужно понимать, что даже большим мастерам рисунка никогда не удается добиться в изображении соответствия подлинному свету и естественной фактуре вещей. Художники добиваются лишь пропорциональных натуре отношений, к этому нужно стремиться и вам, чтобы создавать грамотные изображения. Большего правдоподобия в рисунке мы достигнем, когда не будем «гоняться» за эффектами света, бликами и красивыми мягчайшими переходами тонов, а лишь при условии того, как справимся с требованиями компоновки, построения и передачи объемной формы с последующим обобщением изображения.

Итак, рабочее место организовано, постановка натуры осуществлена, и вы начинаете рисунок.

Вскоре изображение закомпоновано, определены верные пропорции объекта, сделан конструктивный анализ формы, и теперь предстоит воплотить сложившийся образ конкретными изобразительными средствами карандашного рисунка, какими являются линии, штрихи и светотеневые отношения. От того, как вы примените определенные способы наложения штрихов, зависит в конечном итоге выявление образа постановки. На рисунке получается сходство с предметами натурной постановки, если рисующий владеет техническими приемами изображения.

В технике рисунка, выполняемого графитным карандашом, его автор, найдя определенные приемы, уверенными движениями инструмента по бумаге убедительно и просто решает тоном форму, испытывая при этом по-настоящему творческое удовлетворение. Достигнув первоначальных успехов, не останавливайтесь, а совершенствуйтесь, внимательно изучайте творческий опыт и блестящее мастерство больших художников. Художник Константин Федорович Юон писал: «В процессе работы чувства художника направляются не только на восприятие внешнего мира — они в то же время касаются и понимания качеств и свойств самих материалов и орудий производства, всех их потенциальных особенностей для использования нужный момент» (Юон К. Ф. Об искусстве. М., 1959. Т. 1. С. 93).

Техника рисунка и, в частности, приемы работы карандашом тесно связаны со всем учебным процессом, так как мысли и чувства рисующего находят материальное воплощение в созданном сочетании штрихов и тональном решении изображения и, в конечном итоге, в достигнутой образности.

При овладении техникой рисунка нужно выполнять как длительные изображения, так и краткосрочные — наброски и зарисовки. Наброски и зарисовки помогают воспитать умение быстро воспринимать натуру, найти индивидуальную манеру карандашного изображения.

Возможность выработки манеры рисования реализуется лишь в том случае, когда все линии и штрихи, составляющие рисунок, подчинены строгой дисциплине изображения. Штрих случайный, небрежный, условный, заполняя какую-то часть поля изображения, не столько передает форму соответствующего предмета, сколько отделяет данный участок по тону от соседних, более светлых или тёмных. Чтобы этого не случилось, установите для себя одно непреложное правило: всякий след карандаша должен прежде всего что-то изображать, передавать какую-то форму, и только как следствие этой изначальной его функции выявится его место в игре света и тени. При этом чем точнее штрих как формообразующий элемент, тем богаче возникающие от взаимодействия множества штрихов градации светлого и темного. Вы не сразу убедитесь в существовании этой закономерности, но со временем предчувствуете её. Следовательно, штрихом надо рисовать, заполняя пространство листа, чувствуя форму.

Для того чтобы овладеть техникой рисунка, нужны соответствующие усилия, связанные с многократными специальными упражнениями для руки. Но развитие чисто технических навыков никак не обходится без усвоения правил и анализа закономерностей основных способов изображения. Только благодаря такому отношению к рисованию вы сможете постичь эстетическую ценность взаимодействия содержания и формы, познать изобразительные и выразительные возможности того или иного художественного материала.

0

7

Техника нетрадиционного рисования. Тон

После освоения линий мы переходим к следующему шагу – нанесению тона. Тон представляет собой эффект света на формах. И хотя при рисовании карандашом не нужно быть профессионалом в наложении тонов, как это происходит при рисовании краской, но, тем не менее, ценность данного явления нужно принимать во внимание всегда. Будет лучше, если вы сначала осветите предмет, который собираетесь рисовать, либо выберите объект для рисунка находящийся в нормальном соотношений света и теней. По существу тени являются формами, изображаемые такими формами, которые встречаются на поверхности объекта. Это нужно понимать как две различные формы: непосредственно форма объекта и форма тени. Сначала нужно сделать тени и свет максимально упрощенными, для этого надо направить свет на объект и удерживать его в данном состоянии. Позже можно будет переместить свет на задний план, но ни в коем случае не освещайте прибор сразу двумя источниками света с разных сторон. Это создаст ложную картину, и таким образом, вы получите не правильную форму. В рассеянном свете мы сможем увидеть форму, как очертание или силуэт. А если источники освещения находятся со всех сторон, то форма растягивается и искажается.

0

8

КАРАНДАШНЫЙ ГРИФЕЛЬ   
ТАК: НАЗЫВАЕМЫЙ КАРАНДАШНЫЙ ГРИФЕЛЬ в дей-1 ствительности изготавливается из графита. Графит представляет собой форму натурального углерода, образующегося, как и уголь в земле под давлением почвы на разлагающиеся древесные элементы. Уголь формируется в результате давления, но в комбинации давления и подогрева происходит рекристаллизация (обращения в кристаллическую форму) аморфного, некристаллического углерода в кристаллы графита, напоминающие пластины. Между их слоями существует довольно слабая связь, что придает графиту скользящие свойства. Наиболее типичная форма встречающегося в естественных условиях графита — аморфный, или сланцевый тип, кристаллический по структуре; он отличается высокой хрупкостью и рассыпчатостью, поэтому не пригоден в качестве средства для рисования.

  Твердый графит был обнаружен в местечке Борроудейл в Камбрии

(графство в Англии) приблизительно в 1500 году, где затем и добывался в течение трех столетий. Он использовался в основном в оборонной промышленности — в производстве форм для пушечных ядер.

Твердый графит.

Данный материал сначала применялся в изготовлении форм для пушечных ядер. Будучи по происхождению вулканическим, он не подвержен воздействию расплавленного металла. История графитового карандаша   

Камберлендский источник, где впервые был обнаружен графит в виде крупнокусковых пластов, по-своему уникален, а сам материал — очень дорогой. Процветал и бурно развивался черный рынок, поставлявший огромное количество графита в различные страны за

предела ми Англии. Твердый графит демонстрировал хорошие качества материала для рисования, и с этой целью производители начали применять отдельные бруски графита, обернутые кусками овечьей шкуры.

Первые карандаши в древесной оболочке

В период между 1600 г. и концом XVII века производство карандашей развивалось очень медленно. Карандаши изготавливались из нарезанного тонкими листами графита — такой лист поступал в канавку на деревянной рейке, затачивался в верхней части

канавки и затем обламывался. К нему приклеивалась еще одна рейка. Этому «прямоугольному» карандашу с помощью ручного рубанка придавалась округлая форма.

Наполеон призывал своих ученых к созданию альтернативы существовавшему тогда графитовому карандашу Borrowdale,

и в 1795 году французский химик Н. Контье разработал методику смешивания аморфного графита с глиной и последующего обжига смеси до образования искусственного твердого вещества. Собственно, это является основой производства карандашей в наше время. Методика современного производства карандашей   

Наиболее чистый и высококачественный графит обладает максимально высоким содержанием углерода. Самые чистые виды (с содержанием 98 — 99% углерода) поставляются из Шри-Ланки, но места разработки, графита существуют повсюду в мире, от Мехико до Кореи. Перед поставкой производителям карандашей, графит измельчается до порошковых частиц очень малых размеров.

Степень твердости или мягкости грифеля карандаша зависит от используемой пропорции глины и графита: чем больше в составе стержня глины, тем он тверже. Глина выполняет две функции: она сохраняет цельность смеси до процесса обжига, а после обжига действует как жесткая цементирующая среда, удерживающая графит на месте.

Процесс производства карандашного Вода удаляется в процессе испарения, в грифеля. Глина в составе карандашного итоге формируется твердая графитовая грифеля представляет собой пла- глина, которую называют «пирог». В свою стичные, или комовые, глины из раз- очередь, он перемалывается до образова-личных отложений. Это — силикаты, ния порошка мельчайших частиц, добав-коллоидные по природе и размеру ляется определенный объем воды, и частиц. Глину смешивают с водой до твердая масса прессуется в заготовки или образования взвеси — глинистого рас- цилиндрические формы длиной прибли-твора, после чего она поступает в шаро- зительно 37,5 см и диаметром 15—17,5 вую мельницу, которая перемалывает см. Система вакуумного прессования вы-графит до мельчайших частиц, в ре- тягивает оставшийся воздух, а с помо-зультате чего образуется однородная щью головки молота масса направляется смесь (полностью перемешанный со- в экструзионный пресс, в котором в ре-став). зультате обработки экструзионной

головкой материал приобретает напоминающую спагетти форму. Этот материал нарезывается в карандаши и высушивается для удаления остатков влаги. В его структуре сохраняются пустоты, которые ранее были заполнены водой. Затем грифели подвергаются обжигу при температуре приблизительно 1000 оС, что делает состав глины более мягким; из стержня удаляется химически связанная вода, частицы глины смыкаются, образуя структуры. Производитель должен обладать достаточным уровнем профессионализма, чтобы качественно выполнить обжиг.

На данной стадии грифель достаточно груб, чтобы им можно было пользоваться для рисования или письма, поэтому он пропитывается плавленым воском, который применяется благодаря своей фактуре, если необходимо откорректировать мягкость или твердость карандаша. Когда грифель погружается в воск, пузырьки воздуха показывают, что воск занимает пространство, в котором во время экструзионного процесса находилась вода.

Деревянный корпус-оболочка карандашей

Исходным материалом для первых карандашей британского производства был кедр из Флориды; при этом использовалась древесина старых железнодорожных шпал, обильно пропитанных маслом и обработанных паром поездов. Так продолжалось в течение 30-х годов XX века. Затем стал использоваться кенийский кедр; он поставлялся в виде досок, напиленных тонкими планками. Размер и форма карандашей   

Несмотря на то, что большинство карандашей производится стандартной длины — 17.5 см, форма и диаметр грифеля, а также внешний корпус-оболочка могут варьироваться. В отличие от плоского плотницкого карандаша прямоугольной формы обычный карандаш, как правило, шестигранный или округлый. Карандаш в тонком корпусе может использоваться в отдельных видах работы, но при длительном применении рука будет уставать.

Шестигранный карандаш

Карандаш такого типа хорошо удерживается в руке с помощью указательного пальца на одной грани, а большим и средним — на двух других. Карандаш занимает прочное положение в руке; при таком твердом захвате можно выполнять письменный или контурный виды работы.

Круглый карандаш

Стержень наибольшей толщины (4 мм) используется в цветных карандашах или очень мягких графитовых карандашах, где боковая сторона стержня также важна для работы, как и его кончик. В стандартных графитовых карандашах, остро заточенных и используемых для письма и рисунка, используется лишь около 5-10

процентов стержня, поэтому более предпочтительны карандаши с более тонким стержнем-сердечником.

Создание эффекта ровного тонального покрытия

При равномерном тонировании обширных участков пользуйтесь плоской стороной грифеля (которая образуется в процессе работы). Прикладывая к карандашу неизменное одинаковое давление, можно получить достаточно ровный тон; а переложив карандаш так, чтобы в контакт с бумагой вступала грань плоской стороны грифеля (с поверхностью меньшей площади), вы можете нанести штриховку, даже при неизменной силе нажима.

Типы графитовых карандашей

Наиболее часто встречаются стандартные карандаши шестигранной формы; их длина составляет 17.5 см. а диаметр круглого графитового стержня, или грифеля. 2 мм. Грифель заключен в деревянный корпус-оболочку. Карандаши круглой формы встречаются несколько реже. Некоторые производители предлагают целый диапазон карандашей для рисования с более толстыми до 4 или даже 5.7 мм) стержнями в деревянных корпусах. Другие выпускают диапазон круглых или шестигранных «чистых» графитовых карандашей без оболочки 7. 8 и 12 мм в диаметре. Также производятся и пользуются большой популярностью механические карандаши. Диаметр их стержней составляет 0.3 мм — 2 мм. Графитовый стержень, который собственно, и создает рисунок, в основном один и тот же продукт у разных производителей.

Затачивание карандашей

Для качественного затачивания карандаша лучше использовать острое бритвенное лезвие (а также сапожный нож или нож для моделирования). Несмотря на то, что точилка для карандаша сначала представляется чрезвычайно эффективным инструментом, ее лезвие быстро затупляется, а художники не всегда готовы сменить лезвие или заточить его. Действие точилки становится более грубым, деревянный корпус-оболочка карандаша зазубривается и в конце концов грифель ломается.

Основы для рисунка карандашом

Бумага белого или кремового цвета — наиболее типичная основа для выполнения большинства видов чисто карандашного рисунка; хотя может быть также использована тонированная или цветная бумага. Некоторые художники перед процессом живописи на доске или холсте выполняют на них предварительный рисунок карандашом. Матовая полиэстровая (лавсановая) пленка для рисования производится относительно недавно; ее поверхность особенно восприимчива к частицам графита. Для увеличения продолжительности жизни рисунка пользуйтесь бескислотной, чисто тряпичной (ветошной) бумагой; даже высококачественная бумага (для принтеров) со временем желтеет. За исключением случайного стирания, графитовый штрих чрезвычайно светостоек.
Карандаш: техника нанесения линии   

Карандаш представляет собой светостойкий и при этом легко регулируемый инструмент; такое сочетание качеств нельзя обнаружить у других материалов для рисования. Художнику предоставлена возможность полного контроля над линией, поскольку ее можно нанести, стереть с поверхности и нанести заново. Карандашная линия может быть изысканной и деликатной; с другой стороны, она может обладать огромной силой и энергетикой, а также наноситься в результате смелых и решительных движений. Карандаш, таким образом, — экономичный, эффективный и очень удобный инструмент.

Свойства карандашной линии

Простейшие волнистые линии, нанесенные с помощью графитовых карандашей двух различных типов на поверхность гладкой или фактурной бумаги, иллюстрируют некоторые важнейшие аспекты контурного рисунка. Плавный и свободный характер элементарного контура составляет основу таких характеристик рисунка, как холодные, «металлические» или теплые, «бархатистые» тона. На гладкой поверхности листа карандаш оставляет четкий, непрерывный контур. С другой стороны, на грубой, фактурной поверхности карандаш окрашивает лишь верх рельефа бумаги, что придает линии выразительный — фактурный — характер. Варьируя силу нажима на карандаш, можно добиться тонального разнообразия контура в пределах всей его длины. Это, весьма изящное, качество линии отличает графитовый карандаш от других, более однородных средств (например, туши). Это также позволяет художнику обозначить тональность в простейшем контурном рисунке, сделав тон линии более глубоким на тех участках, где соседствуют сильные контрасты, и более мягким и светлым на более однородных, схожих (и примыкающих друг к другу) участках.

Графитовая палочка 6В на гладкой бумаге

Гладкая поверхность акцентирует подвижность линии и способствует более равномерному распределению тона вдоль всей длины линии; при этом края контура становятся четкими и определенными.

Графитовая палочка 6В на грубой фактурной бумаге

Нажим рукой на стержень может изменяться от сильного до легкого в процессе нанесения контура, что создает почти трехмерный эффект развивающейся ленты.

Мягкий стержень карандаша для набросков на гладкой бумаге

Более широкая сторона такого грифеля (прямоугольного в сечении) оставляет на гладкой бумаге линию, характерную для сильно разбавленной краски.

Мягкий стержень карандаша для набросков на грубой фактурной бумаге

Те же линии, но уже на грубой фактурной бумаге, имеют более неровный, шероховатый вид; выраженный рельеф бумаги придает линии богатую фактуру.

Различный подход к качеству линии   
Работая над первым наброском (на иллюстрации слева), я использовал механический карандаш с грифелем В диаметром 0,5 мм. Портрет справа я выполнил стандартным карандашом НВ. Оба объекта нарисованы непосредственно с натуры без использования ластика. Стиль рисования в левом портрете основывается не только на концентрации внимания, традиционно ассоциируемой с процессом рисунка, но также на особенностях механического карандаша — по своему характеру линия непрерывна и обладает достаточной шириной.

   

Контурный набросок карандашом

Небольшой по размеру, карандашный набросок фигуры человека, выполненный с натуры (внизу), основывается на быстрой передаче впечатления без использования ластика. Он является прекрасным средством понимания объекта, работу впоследствии можно продолжить на более крупноформатном листе или даже в другой технике.

Карандашный набросок небольшого размера.

Такой набросок представляет собой хороший «справочный материал» — фундамент более крупной работы.

Контроль качества линии

Выбор карандаша играет огромную роль в определении качества линии. В небольшом наброске (выполненном в быстром и решительном темпе), посредством которого художник хочет передать непосредственное чувство, уместен и очень удобен острый карандаш — твердый или средней степени твердости (Н, НВ или В); в то время как карандаш мягкого диапазона (от ЗВ до 7В) образует интенсивный, более плотный и устойчивый «бархатистый» контур.

Использование контура, варьирующегося по тональности

Данный набросок был выполнен карандашом 4В. Тот же рисунок, созданный более однородной по тону тушью и пером, — более плоский и менее сложный по ощущению. Карандаш: техника нанесения тона   

В карандашной технике существует несколько метода: перекрестное штрихование, штриховка-способов постепенного создания тона. Качествен- тонирование и штриховка-тонирование в комби-ные различия между ними обусловлены характе- нации с растушевкой. Основу других видов линей-ром и природой используемой рабочей основы. На ной карандашной техники составляет строгое сле-представленных ниже примерах продемонстриро- дование контурам объекта при использовании ваны три наиболее популярных и эффективных плотно нанесенных параллельных штрихов.

Перекрестное штрихование

Способ перекрестного штрихования основан на создании непрерывных линий, проведенных в двух и более направлениях. Чем грубее фактура поверхности бумаги, тем значительнее и очевиднее нарушения в правильности структуры перекрестной штриховки. Лишь бумага, обладающая гладкой поверхностью, позволяет сохранить «свежесть» и четкость каждого штриха. Характер перекрестного штрихования становится менее механическим на грубой фактурной поверхности.

Штриховка-тонирование

Являясь простейшим методом создания тона, штриховка-тонирование выполняется в результате естественного движения руки, запястья или локтя, которые функционируют на доске подобно шарниру. Пример внизу демонстрирует пятно, сформированное плотным массивом штрихов, нанесенных в одном направлении. При использовании бумаги с грубой фактурой обратите внимание на то, что благодаря ее зернистости штриховка создает на поверхности однородный участок полутонов.

Штриховка-тонирование в комбинации с растушевкой

Растушевывание участков перекрестной штриховки и штриховки в одном направлении с помощью пальца или бумажной растушки создаст эффект слегка размазанного и смягченного рисунка. Белые нижние, вдавленные вглубь волокна, на фактурной поверхности могут наполняться частицами графита, образуя приглушенный бледно-серый тон. Как правило, чем тоньше используемый грифельный стержень, тем тоньше и деликатнее создаваемый тон.

Рисунок высокой степени четкости

Рисунок был выполнен со скульпторы Микеланджело «Пьета». 1501 год. Он потребовал строгой последовательности в техническом исполнении, чтобы передать качество шлифованного мрамора. Рисунок был тонирован по диагонали карандашом 4В. Тонирование выполнялось в процессе естественного движения запястья художника-правши (движение от нижней левой к правой верхней границе). Некоторые участки рисунка смягчены в результате растирания пальцами, бумажной рас-тушкой или хлопковой ватой. Яркие световые акценты созданы с помощью осторожного стирания виниловым ластиком.

В рисунках подобного типа след и штрих карандаша непрерывны и последовательны: они сами по себе не обязательно экспрессивны и эффективны, но служат созданию сложного образа — неотъемлемого элемента рисунка. Карандаш здесь используется для передачи характерной гладкой и твердой поверхности мраморной скульптуры, что позволяет художнику с помощью объекта рисунка непосредственно обратиться к зрителю, «говорить» с ним.

Тонирование по диагонали. Процесс осторожного и аккуратного тонирования карандашом подчеркивает мягкий, созерцательный характер и достоинство в облике Девы Марии.

Тональный рисунок внутри контура

Данный этюд с деревом, выполненный на чисто тряпичной бумаге, иллюстрирует достаточно нетрадиционную технику штрихования. Серия длинных и коротких мощных штрихов в верхнем направлении нанесена двумя карандашами с плоским грифелем (мягким 4В и твердым Н). В процессе выстраивания массива и наложения штрихов возникает полностью округлая форма. Плоские грани этих карандашей образуют широкие заостренные штрихи.

Универсальный карандаш   
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВОСКОВОЙ КАРАНДАШ (известный у также под названиями различных торговых марок, например, «Стеклограф») был впервые разработан для маркировки поверхностей из пластмассы, фарфора, металла и стекла, которые плохо поддавались маркировке стандартным карандашом. Кроме того, эти карандаши широко применяются для маркировки фотографических материалов (контактных листов) или полос цветной пленки в пластиковых кассетах.

  Однако универсальный карандаш, кроме того, является оригинальным и довольно эффективным инструментом для рисования и с большим успехом может использоваться на бумаге. Такой карандаш (чьи характеристики могут несколько отличаться в зависимости от производителя) содержит большой объем воска при небольшом количестве наполнителя; для него характерен высокий уровень пигментации. Воск определяет его мягкость, делая почти липким на ощупь и в контакте с бумагой.

Контурный рисунок универсальным карандашом

Убедительный и выразительный контурный рисунок — характерная особенность работы универсальным карандашом. После нанесения штриха он становится светостойким и не поддается удалению ластиком; поэтому карандаш лучше использовать для непосредственного рисования с натуры, без внесения каких-либо корректировок. Это — очень полезное средство для практики на основе прямых наблюдений.

Быстрый набросок. Универсальный карандаш — средство для зарисовок в быстром темпе; он идеален для создания непосредственного, живого и молниеносного рисунка. Например, детская тематика рисунка требует от художника высокоскоростной работы. На этом примере самые важные элементы лица и движения ребенка были запечатлены буквально за несколько мгновений.

Контурный набросок в мягких тонах.

Работа слева была выполнена непосредственно с натуры — без внесения корректировок, начиная с участка правого глаза натурщицы.

Усиление тональных вариаций.

На рисунке справа (той же модели) обнаруживается более широкий диапазон вариаций тона в самих контурах. Такая манера рисунка призвана создать более мягкое, сглаженное изображение.

0

9

Рисунок с использованием ластика

Ластик в основном применяют в технике традиционного карандашного рисунка. Тем не менее он может применяться и как независимый инструмент для рисования — как средство улучшения качественных характеристик контура или тона в рисунке, или при проработке участков непрерывного, сплошного тона; а также может быть единственным инструментом создания изображения (см. пример, приведенный ниже).

После формирования однородного тона на поверхности бумаги с помощью ластика создается общая форма объекта, после чего любые крупные участки светлых тонов выполняются смелыми, решительными движениями ластика. Затем создаются световые акценты и — в процессе частичного стирания — формируются другие участки светлых тонов. В результате мягких манипуляций ластиком на тонированной поверхности тон становится слегка размазанным; при осторожной и аккуратной работе этот эффект помогает создать изысканные средние и темные тона

0

10

Тонирование универсальным карандашом

Мягкие тональные эффекты с характерным плавным переходом из тона в тон создаются в процессе нарастающего использования более интенсивного штрихования. Существует возможность смягчения тона: разотрите поверхность с помощью пальца (подобно технике графитового карандаша), но учитывайте, что при

Использование карандаша исключительно для тонирования. В создании этого рисунка было использовано небольшое количество линий. Общая тональность сформирована универсальными карандашами различной твердости.

этом необходимо прикладывать более сильное давление и рисунок может размазаться. Большинство художников для создания полутонов (в поисках наиболее простого решения этой проблемы) полагаются на фактуру бумаги. Тонкая техника штрихования на поверхности очень восприимчивой бумаги может способствовать созданию весьма эффективного диапазона тонов. Даже при самом легком прикасании карандаша к поверхности на ней остается заметный след.

Очень важный аспект использования этой техники — движение среднего пальца в верхнем направлении (для предотвращения слишком скорого образования очень глубоких тонов) так же важно, как и движение указательного пальца в нижнем направлении. По мере затачивания карандаша во время работы и постепенного расходования стержня ваши пальцы располагаются ближе к самому кончику карандаша; воск становится более теплым, клейким, тяжелым и в несколько меньшей степени поддается контролю в процессе создания светлых тонов.

Рисунок на коричневой бумаге среднего тона.

Боковой свет образует падающие тени на массивной старой каменной стене, создавая идеальную фактуру для рисунка на среднетонированной основе. Используя белый карандаш для световых акцентов и черный карандаш — для густых теней, художник создает полную тональную гамму. Фактура бумаги представляет собой

матрицу-основу для участков теней и передает шероховатость стены. Легкая клейкость воскового карандаша обладает великолепными тактильными, осязаемыми, свойствами, которые превращают его в уникальный и притягательный для использования инструмент. Это — очень экономичное средство создания тонального рисунка.

0

11

Рисунок на влажной бумаге

Художник может добиться интересных эффектов, применяя технику рисунка водорастворимыми цветными карандашами на листе бумаги, предварительно смоченной чистой водой. Такая техника, показывает отличные результаты при выполнении «молниеносного» наброска: рисунок должен быть завершен за один «подход», пока бумага влажная. Некоторые производители выпускают водорастворимые цветные стержни, которые по сравнению с водорастворимыми цветными карандашами несколько мягче и более «маслянистые».

Рисунок водорастворимыми цветными карандашами

Поскольку в этой технике бумага должна быть очень влажной, лучше натянуть ее перед работой или рисовать на блоке из листов акварельной бумаги с герметически закрытыми краями. Вода, обладающая эффектом насыщения краски, образует богатую по тону, «бархатистую» линию. Краска впитывается во влажную основу и создает вокруг контуров эффект мягкой «акварельной» заливки.

Рисунок водорастворимыми цветными стержнями

Растворяемость этого стержня несколько выше, чем у водорастворимых цветных карандашей, поэтому он обладает лучшей текучестью (разносимостью) на влажной поверхности бумаг

0

12

http://cdn.acidcow.com/pics/20101109/winter_landscapes_02.jpg

0

13

http://photo.pixasa.net/static/3/5/c/35c12091-e0ef-47dc-8ac3-b8cbde03577a.jpg
http://www.pics-place.com/wp-content/uploads/Winter-Landscapes-Drawn-with-a-Pen-22.jpg
http://artnow.ru/img/836000/836534.jpg
http://artnow.ru/img/732000/732231.jpg

0

14

http://www.art-catalog.ru/data_picture_new_2013/31/5507.jpg
Пейзаж. Село Волынское. 1887

Бумага грунтованная, тонированная, акварель, графитный карандаш, проскребание, итальянский карандаш, соус, растушка. 36 x 53 см

0


Вы здесь » Живопись » Техника рисования » Карандаш